Машины времени

07:00 — 05.06.2012

Ольга Сафронычева

Машины времени

Автор фото: Николай Бравилов

Машины времени

07:00 — 05.06.2012

Ольга Сафронычева

Реальные автомобили прошлых лет нередко сравнивают с гипотетической «машиной времени». И в этом нет большого преувеличения. Бережно хранимый или заботливо восстановленный раритет действительно способен передать дух своей эпохи, «перенести» владельца в иные времена. Ну, а когда в одном месте собираются десятки таких машин и их обладателей, получается праздник.

Символы времени

Именно такой праздник устроили нижегородцам участники «Собрания классических автомобилей ГАЗ», прошедшего в нашем городе в конце мая.

На три дня в Нижний съехались около ста коллекционных автомобилей из разных городов России и не очень дальнего зарубежья (России, Украины, Латвии, Эстонии, Финляндии).

В их числе — довоенные «полуторки» и «эмки», легкие вездеходы ГАЗ-67 и ГАЗ-69, легендарные «Победы», ЗИМы, «Волги» разных поколений. Едва ли не каждая из моделей, выпущенных на ГАЗе в разные годы, становилась неким символом своего времени. Например, ГАЗ-А — первая советская серийная легковушка, лицензионная копия американского «Форда»: с нее началась история отечественного автопрома.

Грузовик ГАЗ-АА (или просто «полуторка»), верно прослуживший в народном хозяйстве СССР почти три десятка лет. Послевоенная «Победа» — символ возрождения к мирной жизни. И, разумеется, «двадцать первая» «Волга», ставшая по-настоящему культовой машиной в нашей стране.

Автомобили для души

Среди собравшихся на мероприятие автомобилей были как музейные экспонаты, так и машины частных владельцев — настоящих ценителей автомобильной истории. Свои раритеты они отыскивают в самых разных местах, в том числе по старым свалкам и заброшенным гаражам. Покупают — зачастую в «полуразрушенном» состоянии. На то, чтобы вернуть к жизни экспонаты из далеких и не очень времен, порой уходят годы, не говоря уже о потраченных силах и средствах. И коммерческий интерес в этом деле присутствует далеко не всегда.

Например, советский джип ГАЗ-69 1964 года выпуска Владислав Кириллов из Альметьевска восстанавливал три года своими руками. Теперь это «автомобиль для души». Найденный в Германии «ЗиМ» (1953 г. в.) возрождался в одной из реставрационных мастерских Санкт-Петербурга. На это потребовалось два с половиной года, зато сейчас он практически идентичен автомобилю, сошедшему с конвейера почти 60 лет назад. А из обнаруженных в болотах под Псковом останков редчайшего ГАЗ-Форд-Тимкен (прототип трехосных грузовиков ГАЗ-ААА) умельцы из Екатеринбурга сотворили копию автомашины, участвовавшей в автопробеге Москва — Кара-Кум — Москва 1933 года.

Три года, три кредита

Самыми многочисленными участницами сбора стали, конечно же, «двадцать первые» «Волги». В этом ряду внимание многих привлек черного цвета автомобиль редкой модификации ГАЗ-21У 1964 года выпуска. К тому же владелица машины Ольга Пивцаева из подмосковного Королева оказалась единственной дамой на этом представительном собрании. Приобретенный в 2005 году автомобиль нынешняя хозяйка раритета полушутя-полусерьезно называет «три года, три кредита». «Я восстанавливала машину сама, — рассказала Ольга журналистам. — Это было достаточно сложно — и в финансовом плане, и в моральном, потому что меня не понимали. Сейчас машина в оригинале почти на 100 процентов, за некоторыми нюансами. И на ней я передвигаюсь по Москве практически ежедневно.

История отечественного автопрома, увы, не богата знаковыми моделями. ГАЗ-21 «Волга» — как раз из их числа. За 14 лет конвейерной жизни ей повезло стать любимой машиной космонавтов, лучших артистов и спортсменов страны. Она снималась в кино и несла круглосуточную вахту в службе «скорой помощи», таксисты любили ее за надежность, а пассажиры — за плавный ход и мягкий диван. Да и сегодня это один из самых распространенных ретрокаров страны, хотя отнюдь не дешевый. Говорят, что экземпляры «двадцать первой» в идеальном состоянии оцениваются в 1,5–2 миллиона рублей — не ниже, чем «чисто конкретные» авто нашего времени.

Янтарная, легендарная

Стоит отметить, что многие из газовских раритетов добрались до Нижнего Новгорода своим ходом. И даже приняли участие в спортивных соревнованиях. Кульминацией Собрания 2012 года стала автомобильная гонка «Янтарных Волг» — Dzintara Volga, возрождённый недавно в Латвии монокубок с техрегламентом еще советских времен.

Легендарное соревнование проводилось в России в первый раз за всю свою 25-летнюю историю. Большинство участников (25 из 30 машин) приехали из Прибалтики, с родины гонки. Несмотря на это, в упорнейшей борьбе, продолжавшейся до самого последнего круга, все три первых места достались российским спортсменам.

1755

Комментирование данного материала запрещено администрацией.