Ниточка златая, традиция святая

07:00 — 26.05.2012

Ирина Мухина

Пелена «Царевич Дмитрий»

Пелена «Царевич Дмитрий»

Автор фото: Наталья Ермакова

Ниточка златая, традиция святая

07:00 — 26.05.2012

Ирина Мухина

Выставка, открывшаяся накануне Дня славянской письменности и культуры в Доме Рукавишникова, поражает вовсе не обилием вещей — всего-то восемь предметов. Но каких! Впервые столь полно Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник демонстрирует одно из истинных своих сокровищ — творения школы строгановского лицевого шитья XVII века.

Вышли они из рук мастериц, которые шелковыми, серебряными, золотными нитями покрывали дорогие ткани, являя свету пелены, хоругви, атрибуты облачения священнослужителей. Как иконописцы-мужчины, еще более безвестные, хотя не менее талантливые, женщины вышивали лики святых, евангельские сюжеты. Конечно, строго по канону и с особым молитвенным настроем. Уникальное умение служило не самовыражению, а воплощению наивысшего духовного идеала.

Этот вид творчества пришел к нам из Византии в Х веке. А довели до совершенства лицевое шитье рукодельницы так называемой Строгановской школы. У богатейшей семьи средневековой Руси было заведено, что жены Строгановых опекали богоугодное рукоделие, и в светлице родового дома неустанно трудились вышивальщицы. Как известно, «столицей» знаменитого рода был Сольвычегодск, там же процветал и уникальный промысел. Однако Нижнему Новгороду повезло. Представителям знаменитого рода в нашем крае принадлежали земли, тут образовался важный перевалочный пункт их торговли. Радением Г. Д. Строганова в городе нашем возведены храмы, включая красавицу церковь на Рождественской улице. Да и в разные нижегородские храмы, монастыри именитые предприниматели делали щедрые вклады, в том числе продукцией своей мастерской лицевого шитья. В перипетиях отечественной истории чудом уцелели отдельные образцы и с 20-х годов ХХ века стали достоянием музея.

Как подчеркнула на открытии выставки «Живопись иглой» Л. Н. Варэс, заместитель генерального директора НГИАМЗ, еще до перестройки удалось полностью или отчасти отреставрировать в столичном центре Грабаря удивительные вещи. Это позволило регулярно выставлять их, в том числе и за рубежом. Однако впервые почти полностью представлена вся удивительная строгановская коллекция. Если учесть, что в стране сегодня известна всего 191 работа легендарных вышивальщиц, нижегородский десяток — весомое достояние. Тем более что в нем есть поистине уникальные хоругви «Преображение» и «Архистратиг Михаил». Вышивка на них двусторонняя — изображение одной зеркально повторяется на оборотной. Фантастика! По словам автора нынешней экспозиции Ю. Лысенко, таких образцов виртуозного лицевого шитья на всю Россию сохранилось только три.

Вообще, судьба наследия строгановских мастерских была драматичной. Промысел стал угасать давно — вместе с угасанием добычи соли и торговли ею этих главных источников богатств средневековых олигархов. Ну, а сколь беспощадным оказался век ХХ ко всему, что связано с православным культом, объяснять не надо. Самое печальное, утрачены секреты технологии рукотворного искусства. Пытаются пойти стопами предшественниц в Нижегородском епархиальном женском училище. Его воспитанницы на открытии музейной выставки не просто любовались экспонатами, а пытались рассмотреть, постичь секреты. Небезуспешно возрождают традицию лицевого шитья в нижегородском клубе «Ивушка». По признанию руководителя объединения и замечательной мастерицы В. А. Игониной, на одном энтузиазме осуществляют миссию. Современные меценаты редко обращают внимание на негромкое и недешевое дело воскрешения драгоценной вышивки для украшения храмов. Но участницы клуба все же создали и передали в нижегородские церкви несколько вещей, в частности хоругвь Архангела Михаила. Сейчас трудятся над уменьшенной копией по образцу XVII века покрова с изображением основателя Нижнего Новгорода Георгия Всеволодовича.

Снова в их руках «перышком», «клопиком», «копытечком» и другими старинными швами иголка кладет стежки. А по сути, торит стежку-тропинку в будущее замечательному чуть было не исчезнувшему искусству.

1927

Комментирование данного материала запрещено администрацией.