Болевые точки лечат модернизацией

06:00 — 17.04.2012

Олег Папилов

Болевые  точки лечат модернизацией

Автор фото: Юрий Правдин

Болевые точки лечат модернизацией

06:00 — 17.04.2012

Олег Папилов

«Болевые точки экономики» при вступлении в ВТО хорошо известны: это в первую очередь агропромышленный комплекс и автомобилестроение. И тем, и другим Нижегородская область богата. Какие меры уже сегодня принимаются для того, чтобы эти отрасли без опаски могли смотреть в «завтрашний день без границ»? Ответ на этот вопрос мы попытались получить у вице-губернатора Нижегородской области Владимира Иванова.

Конкуренция по стандарту

— Владимир Александрович, так можно ли минимизировать потенциальные потери? А может быть, есть шанс не только на это, но и на рост?

— Говорить о «завтрашнем дне без границ» не совсем правильно. Границы, таможенные и внетаможенные барьеры останутся, так же, как и квотирование объемов импорта.

Что касается опасений за агропромышленный комплекс, то они, я считаю, необоснованны, мы хорошо подготовились. Нижегородские аграрии должны не только сохранить за собой внутренний рынок, но и по ряду направлений выйти на внешний. Механизм поддержки АПК мы выстроили таким образом, чтобы он стимулировал сельхозпроизводителей не просто на увеличение объемов производства, но и на улучшение качества продукции, на снижение ее себестоимости. В чем это выражается? Допустим, как мы поддерживаем производителей молока?

На сегодняшний день цены на продукцию не позволяют им работать рентабельно. Мы даем прямые субсидии производителям молочной продукции, но делаем это дифференцированно. Если ты просто наращиваешь объемы производства, получай по два рубля на каждый литр. Если плюс к этому еще и модернизируешь свои производственные помещения и, соответственно, снижается себестоимость продукции — получай еще плюс два рубля. Решил построить новые помещения — за каждый литр плюс еще четыре рубля.

Руководители ферм посчитали, и получилось, что фактически 30 процентов стоимости нового комплекса можно погасить за счет дотаций. И посмотрите, какой прорыв произошел за два последних года — 267 помещений молочных ферм было реконструировано и, вдобавок, появилось 26 новых комплексов! Такого никогда не было в Нижегородской области! Хотя, надо признать, на бюджет региона это немалая нагрузка — нам пришлось в 4,5 раза увеличить объемы финансирования АПК. Но зато и результаты налицо: 98 процентов всего молока, производимого в области, соответствует евростандартам. То есть фактически мы уже конкурентоспособны на этом направлении. Хотя, наверное, отдельные предприятия будут иметь проблемы. В первую очередь те, которые не воспользовались мерами поддержки.

Автопрому поможет кластер

— С селом понятно, а что делается для автопрома?

— Это отрасль, для которой вступление в ВТО может оказаться наиболее болезненным, поскольку пока она не конкурентоспособна. В Нижегородской области автопром — третья по доле отгрузки после нефтепереработки и металлургии отрасль обрабатывающей промышленности. И его поддержке и развитию правительство региона уделяет сейчас особое внимание.

Во-первых, на базе ГАЗа мы создаем автомобильный кластер. В прошлом году правительство, компании «Русские машины» и «Группа ГАЗ» заключили соглашение о сотрудничестве в этом вопросе. Предполагается, что в его рамках начнется реализация таких крупных проектов, как обновление модельного ряда ПАЗа, организация контрактной сборки легковых и коммерческих автомобилей ведущих мировых автопроизводителей.

«Группа ГАЗ» подписала соглашения о сотрудничестве с тремя крупными автомобильными компаниями — Volkswagen, General Motors, Daimler. На предприятии уже запущено производство автомобиля Skoda Yeti, а в 2013 году начнется полноценное производство Skoda Octavia, Chevrolet Aveo и Mercedes Sprinter.

Для обучения сотрудников технологиям производства Volkswagen и Skoda «Группа ГАЗ» открыла учебный центр, объем инвестиций в него составил 5,5 миллиона евро. В этом учебном центре пройдут обучение более 2700 рабочих. Кроме того, с этого года на базе НГТУ им. Алексеева начала работу базовая кафедра, созданная специально для подготовки высококвалифицированных кадров машиностроительной отрасли, и, прежде всего, для предприятий «Группы ГАЗ».

Темпы держит внутренний рынок

— На сегодняшний день экспорт товаров, произведенных в Нижегородской области, превышает (и весьма существенно) импорт. Как при условиях, предлагаемых ВТО, сохранить этот положительный баланс? Можно ли при открытых границах все-таки сделать так, чтобы предпочтение отдавалась нижегородскому?

— При том, что сохранение и наращивание доли экспорта — важнейшая наша задача, мы должны думать и о насыщении внутреннего рынка. Не так давно я прочитал интервью с премьер-министром Польши. Даже в условиях кризиса эта страна показала самые высокие темпы роста среди государств, входящих в Еврозону. Благодаря чему? В первую очередь за счет того, что польская экономика на 80 процентов работала на внутренний рынок и закрывала его потребности. У нас в области тоже примерно 80 процентов произведенной продукции ориентировано на внутренний рынок и 20 — на экспорт.

Я не вижу причин, чтобы после вступления в ВТО Нижегородская область потеряла имеющуюся на сегодняшний день долю экспорта. Более того, есть все возможности для того, чтобы этот потенциал наращивать. В структуре экспорта региона по итогам 2010 года 45–47 процентов занимала продукция нефтепереработки, а уже в прошлом году эта цифра составила 72 процента. Поскольку условия вступления России в ВТО не предполагают изменений экспортных пошлин на нефтепродукты, негативных последствий от этого в нашем внешнем обороте ожидать не стоит.

Кроме того, на ведущем предприятии нефтеперерабатывающей промышленности региона — ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» — в последние годы была проведена крупномасштабная модернизация. Это позволило создать современный комплекс глубокой переработки нефти и начать выпускать продукцию, которая соответствует мировым стандартам качества.

1912

Комментирование данного материала запрещено администрацией.