Автостраховка – нервотрепка

06:00 — 05.04.2012

Ольга Гогуленко

Попал в ДТП – собирай документы для страховой компании

Попал в ДТП – собирай документы для страховой компании

Автор фото: Юрий Правдин

Автостраховка – нервотрепка

06:00 — 05.04.2012

Ольга Гогуленко

Застраховал машину и спи спокойно? Как бы не так. У жителя Московского района Нижнего Новгорода прямо из-под носа, вернее из-под окон дома, угнали авто.


Мужчина, хоть и переживал («Лада-Приора» стоила 300 тысяч рублей), но 130 тысяч кровных надеялся вернуть. Именно на такую сумму был застрахован автомобиль по КАСКО. Только надежды рассеялись как дым. В страховой компании страхователю указали на пункт договора, прописанный мелким шрифтом: «Кража транспортного средства вместе со свидетельством о регистрации не является страховым случаем». А незадачливый страхователь как на грех оставил документ в угнанной машине.

Занижают

Об этом и других случаях я разговариваю с юристом Татьяной Медведевой, которая специализируется именно на автостраховании.

— Татьяна Анатольевна, разговаривая с друзьями, знакомыми, приходится слышать: попал в ДТП, а денег по страховке только на полремонта хватает. Чуть ли не каждый столб в Нижнем пестрит объявлениями: «Не платит страховая? Обращайтесь, поможем». Проблемы с выплатой страховок так актуальны?

— Проблемы, действительно, есть, — говорит юрист. — В этом году исполняется 10 лет Закону об обязательной гражданской автоответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Тогда по ОСАГО была установлена максимальная сумма страховой выплаты — 120 тысяч рублей, которая выплачивалась при достаточно серьезных авариях, и этих денег хватало на ремонт. А сегодня автомобиль стоит в среднем 500–800 тысяч рублей, и «средняя» авария обходится в 180–200 тысяч. Выплаченная по страховому случаю сумма значительно ниже нанесенного ущерба. Это типичный случай.

Что касается КАСКО — добровольного страхования непосредственно автомобиля — здесь тоже хитрят: занижают или отказывают в выплатах. Отчасти это связано с тем, что головные офисы страховых компаний находятся в Москве, и для регионов действует понижающий коэффициент. В столице долго перепроверяют суммы, выставленные местными экспертами, таким образом сводя к минимуму убытки.

Не клюй на франшизу

Сегодня все чаще мы покупаем товары в кредит. И автомобили в первую очередь. Не секрет, что автосалоны навязывают КАСКО чуть ли не втридорога у «своих» страховых компаний. Такая политика продавцов возмущает, но не хочешь принимать условия — машину не продадут. На это собеседница замечает, что навязывание одной страховой компании незаконно. Можно и в Федеральную антимонопольную службу пожаловаться. Но, как правило, автосалоны предлагают несколько компаний на выбор. И тут важно не ошибиться.

— Нужно обязательно внимательно прочитать договор, изучить условия соглашения, — предупреждает Татьяна Медведева.

Особенно обратите внимание на дополнительные соглашения. Например, могут предложить установить спутниковую связь — в противном случае страховку не выплатят. Компании часто заманивают франшизой (льготой). Платите небольшие деньги, и сумма страховой премии (страховки) уменьшается, но при небольших авариях ремонт придется делать за свои средства. Татьяна Анатольевна не советует поддаваться на уговоры:

— Ущерб от мелких аварий может накопиться существенный. А ведь франшиза не предоставляется даже при восстановлении лакокрасочного покрытия. Может получиться как в пословице: скупой платит дважды.

По словам юриста, КАСКО, особенно если машина новая и дорогая, — вещь необходимая. Она припоминает случай из своей практики. Обратился клиент, в чье авто врезался на машине нетрезвый субъект. Оказалось, полиса ОСАГО у него нет, мужчина нигде не работает — взять с него нечего. Пострадавший оказался в заложниках у виновного, и только благодаря наличию КАСКО клиенту выплатили 140 тысяч рублей ущерба.

Татьяна Медведева при покупке авто в кредит советует обязательно страховать жизнь.

Судов бояться — денег не видать

— Татьяна Анатольевна, так все же, стоит тягаться со страховыми компаниями в судах, если выплата занижена или вообще отказываются платить, есть ли прок? — обращаюсь к собеседнице.

Ответом на мой вопрос стала извлеченная из шкафа толстенная папка с решениями судов в пользу доверителей, то есть автовладельцев.

— Не бойтесь отстаивать свои права в суде. Лучше, конечно, вместе с юристом. Если же беретесь сами, обязательно изучите на форумах, сайтах судебную практику. Вооружитесь всеми необходимыми документами: справкой о ДТП, копией страхового акта о выплаченной сумме причиненного ущерба и заключением независимой экспертизы. В 2011 году у шести компаний (ОАО «Росстрах», ОАО «СК Ростра», ОАО «Эско», ОАО «СК Гармед», ООО «СК ИННОГАРАНТ», ООО «СК КГ») были отозваны лицензии по страхованию ОСАГО. Автовладельцы, бывшие клиентами этих компаний, попавшие в ДТП и сдавшие все документы, оказались в заложниках — им не с чем идти в суд. Поэтому всегда снимайте копии со всех документов.

— Ваше отношение к ДТП, в которых сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей и автомобилисты стараются урегулировать отношения без вызова сотрудников полиции?

— Посоветую вызывать инспекторов ГИБДД на место аварии в любом случае, потому что страховые компании, бывает, не доверяют автовладельцам и отказывают в выплатах.

P. S. А та история, с которой начинался материал, закончилась победой. Районный суд, куда страхователь обратился вместе с Т. Медведевой, отказал в удовлетворении иска. Но областной суд после подачи кассационной жалобы вынес решение в пользу страхователя.


— На мой взгляд, в Законе об ОСАГО много недоработок. Гражданская ответственность автовладельца почему-то привязана к месту проживания и лошадиным силам машины. А вот возраст, водительский стаж, наличие или отсутствие аварий совершенно не берутся в расчет. Мы видим лишь тенденцию к удорожанию полиса. А если человек за 20 лет вождения ни разу не попал в серьезную аварию, почему его не поощрить и не снизить стоимость страховки?


В придачу к полису ОСАГО (если не хотите оформлять КАСКО) советую оформить полис ДГО (добровольной гражданской ответственности). Если ущерб, который вы причинили другим участникам ДТП, превышает лимит по полису ОСАГО, остальная часть суммы возмещается за счет полиса ДГО.


Все выше…

Минфин России рассматривает поправки о повышении лимита по ОСАГО по выплате ущерба автомобилю со 120 до 400 тысяч рублей и по возмещению вреда здоровью со 160 до 500 тысяч рублей.

Премьер-министр Владимир Путин поддерживает предложение увеличить лимит ущерба с 25 до 75 тысяч рублей при ДТП для самостоятельного оформления бумаг водителями без вызова сотрудников ГИБДД (Европротокол). При этом ввести и специальный обучающий курс для водителей по оформлению бумаг в случае дорожно-транспортного происшествия.

Если попали в аварию

  • Вызовите сотрудника ГИБДД на место ДТП и проверьте, правильно ли заполнены выданные вам документы.
  • В течение 15 дней сдайте в страховую компанию заявление, справку о ДТП, документ о праве собственности на автомобиль, свои банковские реквизиты для выплаты.
  • Предоставьте страховщику на осмотр автомобиль обязательно в чистом виде, чтобы были видны все повреждения.
  • Обязательно оставляйте у себя копии всех документов, сданных в страховую компанию.
  • Запросите у страховой компании опись сданных документов.
  • После выплаты страховой суммы по заявке страхователя или потерпевшего в течение 3 дней возьмите копию страхового акта.
  • Если намерены обратиться в суд, проведите независимую экспертизу с вызовом страховой компании и виновника ДТП.

4946

Комментирование данного материала запрещено администрацией.