Выбить пробки из города

07:58 — 31.01.2012

Валерий Киселев

Выбить пробки из города

Автор фото: Юрий Правдин

Выбить пробки из города

07:58 — 31.01.2012

Валерий Киселев

В Генеральном плане развития Нижнего Новгорода до 2020 года предусмотрено и развитие транспортной инфраструктуры, но жизнь постоянно вносит свои коррективы. Да и ученые думают о будущем. На днях в ННГАСУ прошел семинар на тему «Концепция транспортной схемы Нижнего Новгорода первой половины 21 века».

Догнали Америку. Только не там...

Модернизация транспортной системы предусматривает строительство десятков новых транспортных развязок. В частности, запланировано строительство новой автостанции в районе поселка Дубравный, нового автовокзала в Щербинках. Автостанция «Канавинская» будет перенесена к Волжскому мосту, а автостанция «Сенная» - на Казанское шоссе в район деревни Афонино.

Однако и эти меры вряд ли решат транспортные проблемы города. Сегодня ежедневно до 180 тысяч нижегородцев ездят на работу из заречной части в нагорную, причем в значительной степени на личном транспорте. В часы пик пробки на магистралях Нижнего достигают в общей протяженности 63 километров. Наконец, эти поездки постоянно сопряжены с риском для жизни: за год на дорогах города в ДТП гибнут в среднем 500 человек. На каждого жителя города за год приходится до 400 литров сожженного горючего. В общей доле смертность из-за экологических причин составляет 3 процента, но за этой цифрой - еще тысячи жизней в год. Сегодня Нижний Новгород по состоянию экологии находится на уровне самых грязных американских городов.

Частная собственность мешает развитию

Основным докладчиком на семинаре был кандидат экономических наук доцент ННГАСУ Александр Иванов. По его мнению, главная задача современной транспортной системы города - сократить путь из жилых зон в промышленные, зоны занятости, образования и услуг. При этом транспорт должен быть безопасным, экологичным и дешевым. Это, как говорится, азбука. Увы, но из-за транспортных проблем жители заречной части Нижнего Новгорода по сравнению с обитателями нагорной - фактически граждане второго сорта.

В 90-е годы значительные участки городской земли перешли в частную собственность, и это стало проблемой для развития транспорта, убежден Александр Иванов. Как ее решать - пока неясно, но становится все более очевидным, что если транспортные средства и могут быть в руках частного бизнеса, то решать транспортную проблему в городе должны власти.

Наши славные предки, когда строили город, вряд ли думали, что их потомки будут гонять по улицам не только на тройках с бубенцами. Сегодня площадь Нижнего Новгорода - 460 квадратных километров, население - 1 миллион 251 тысяча человек, плотность - 2720 человек на квадратный километр. И почти всем каждый день надо куда-то ехать...

Живым надо ездить

Между тем, считает Александр Иванов, в Генеральный план развития города была заложена ошибочная цифра численности населения. По Генплану, в 2030 году в Нижнем Новгороде должны будут жить 1 миллион 470 тысяч человек. Однако за последние 20 лет количество нижегородцев сократилось на 200 тысяч человек, или на 13,7 процента. К середине века население России, по оценке некоторых демографов, сократится до 116 миллионов человек, или на 25-30 процентов по сравнению с сегодняшним днем. В Нижнем Новгороде, считает Александр Иванов, в 2030 году будет 1,050 миллиона жителей, а в 2050-м и еще меньше - 850 тысяч. Но, конечно, нельзя ждать, когда демографическая ситуация решит транспортную проблему: живым надо ездить сегодня.

Нужна продуманная организация движения транспорта, его радикальная реконструкция. Между тем транспортные системы жутко консервативны. Метро, мосты, виадуки - это, как правило, долгострой. Да и каждый километр того же метро обходится в 2 миллиарда рублей.

Американский путь развития транспортных систем, когда люди ездят в основном на личных автомашинах,- тупиковый. Нам нужно делать ставку на общественный транспорт. Доказано, что если 50 процентов населения города пользуется общественным транспортом, то там в 2-3 раза снижается экологическая нагрузка.

Радикальная Куритиба

Многие нижегородцы пересели бы со своих иномарок на те же трамваи, если бы они были скоростными и ходили регулярно. Специалисты считают, что у нас многие трамвайные маршруты могут стать скоростными. Должны быть и пересадочные терминалы - с трамвая на автобус или на метро. Единой системой должны стать метро и электрички в черте города. Да, для этого нужны огромные средства, но прежде всего должна быть непреклонная воля властей начать, наконец, решать эти проблемы!

На этом семинаре один из выступающих рассказал об опыте решения транспортной проблемы в бразильском городе Куритиба, который по численности, кстати, примерно равен Нижнему Новгороду. Там к власти пришел новый мэр и всего лишь за полгода радикально перестроил транспортную систему города. Сейчас основа городского транспорта - автобусы на 200 мест, и в день общественный транспорт перевозит более двух миллионов пассажиров.

Мнения

Юрий Коссой, профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета:

- Для решения транспортной проблемы в Нижнем Новгороде прежде всего необходимо объединить усилия всех специалистов транспортных систем. Еще раз внимательно изучить специфику электротранспорта, взять, наконец, курс на развитие общественного транспорта. Необходимо ограничить движение личного транспорта в центре города, больше строить парковок. В Дрездене, например, трамвай - это своеобразный каркас современного города, нам надо использовать этот опыт. Необходимо организовать движение так, чтобы автомашины не мешались. Скоростному трамваю должен быть отдан приоритет в развитии городского транспорта.

Рольф Кромер, профессор университета города Карлсруэ, Германия:

- Предлагаю изучить и использовать опыт Германии в организации транспортных систем. Это прежде всего автобаны вне городов. Наши муниципалитеты, где есть все необходимые службы для организации транспорта, могут поделиться своим опытом диверсификации. Надо ограничивать движение частного автотранспорта в исторической части города, на магистралях везде должна быть «зеленая волна». Для автопарковок надо использовать и подземное пространство. Трамвай - прекрасный вид городского транспорта, а летом в городе можно и нужно больше ездить на велосипедах.

Источник: Коллаж Александра Гущина

1579

Комментирование данного материала запрещено администрацией.