Бакалавров нужно «допекать»

Статья из номера №22 от 28.02.12 газеты Нижегородская Правда

21:47 — 18.03.2012

 Евгений Спирин

Бакалавров нужно «допекать»

Автор фото: Николай Бравилов

Бакалавров нужно «допекать»

Статья из номера №22 от 28.02.12 газеты Нижегородская Правда

21:47 — 18.03.2012

 Евгений Спирин

Утверждение, что «к бакалаврам в Европе уже привыкли», послужило слабым утешением для участников совместного заседания совета директоров по персоналу Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей и регионального отделения Ассоциации инженерного образования России.

И, как следствие, последствия...



В развернутом выступлении проректор НГТУ Евгений Ивашкин рассказал об изменениях, которые произошли в системе высшего профессионального образования, точнее, об их последствиях.

Если ранее российские вузы готовили кадры для народного хозяйства по 506 специальностям, то теперь осталось только 116 моноспециальностей. Большую часть из них составляют эксплуатационники. Резко сократилось количество необходимых для развития промышленности конструкторов, разработчиков, технологов.

То есть в скором времени в стране проявится нехватка именно тех специалистов, которые способны создавать новое, без которых разговоры об инновациях так и останутся пустым трепом. Например, в Нижегородском техническом университете было 74 специальности, осталось же всего... 9.

Контроль без пробелов



Собственно, вместо подготовки специалистов, востребованных на производстве, вузы начнут выдавать на-гора бакалавров и магистров. На подготовку бакалавров предусмотрено четыре учебных года вместо прежних пяти, будущим магистрам предстоит доучиваться еще два.

Отличия между ними предусматриваются следующие: бакалавр понимает базу знаний соответствующей области (теории, методы, техники), магистр же полностью владеет разделами соответствующих областей, находящимися на переднем крае знания (новейшие теории, методы, техники и актуальные вопросы). Бакалавр знаком с исходными предпосылками и знанием стандартных методов, а магистр способен размышлять над стандартными методами и их исходными предпосылками, подвергать их сомнению, способен предложить изменения и оценить их последствия.

Наконец, бакалавр способен только под контролем ликвидировать пробелы в знании, изменить и расширить его посредством обучения, а магистр то же самое может сделать самостоятельно.

Магистры не горят



Проще говоря, вместо полноценных специалистов на предприятия в скором времени придут «недоучки». Что же делать? Отказаться от нововведений невозможно: это противоречит требованиям ВТО, в которую Россия почти что вступила.

В наших силах две возможности как-то исправить ситуацию – расширить список специальностей, так как он составляется правительством каждой страны, а не каким-то наднациональным органом. Второй путь – доучивать бакалавров непосредственно на производстве.

Теоретически возможен третий вариант – вместо бакалавров брать на работу магистров. Но это промышленников не устраивает. Магистры не горят желанием работать на заводах, это будущие ученые, у них такая мотивация, их к этому готовят. Так, например, из четырех магистров первого, 1998 года, выпуска НГТУ трое сегодня преподают в родном вузе.

Профессура видит цель



Для «допекания», как выражается вузовская профессура, бакалавров необходимо налаживать тесные связи между высшей школой и промышленными предприятиями. В Нижнем примеров такого успешного взаимодействия немало. Так, как рассказал ректор ННГАСУ Евгений Копосов, университет заключил договоры с крупными строительными организациями на целевую подготовку кадров, заказчики доплачивают студентам –будущим коллегам – стипендии. По предложению ГАЗа НГТУ открыл новую кафедру «Производственные системы машиностроения», на которой обучают завтрашних специалистов автозавода «бережливому производству». Для НИАЭП технический университет будет обучать студентов премудростям инжиниринга на новой специально открывающейся кафедре.

Не один год продолжается сотрудничество НГТУ с ОКБМ. Вообще, кафедру, а затем факультет по подготовке специалистов-атомщиков в тогда еще Горьковском политехе создавал директор ОКБМ, чье имя сейчас носит это предприятие, Игорь Иванович Африкантов.

Сейчас в ОКБМ действует кафедра технического университета, студенты старших курсов вовлекаются в производственную деятельность, чтобы по окончании вуза, оставшись в ставших уже родными стенах предприятия, легко перейти в новый статус – из школяра в инженеры-конструкторы.

Мнение:

Сергей Дмитриев, ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева:

- В нашем университете, традиционно готовящем кадры для нижегородских предприятий атомной отрасли, в прошлом году открылись две новые специальности: «Атомные станции. Проектирование. Инжиниринг» и «Ядерные реакторы и материалы». По данным Росатома, НГТУ занимает второе после МИФИ место в России по подготовке специалистов для атомной отрасли.

Росатом ведет целевой набор студентов в наш вуз по 28 профильным специальностям.

На таких предприятиях, как ОКБМ «Африкантов»,
НИИИС им. Ю. Е. Седакова, работают наши базовые кафедры. Сейчас ведутся переговоры с НИАЭП об открытии кафедры, рабочее название которой «Инжиниринг сложных технических систем». Так как НИАЭП и объединяющийся с ним «Атомстройэкспорт» выходят на мировой рынок атомной энергетики, мы начинаем подготовку иностранных специалистов, которые будут обслуживать построенные нашими компаниями АЭС. Это молодые люди из Белоруссии, Вьетнама, Турции.

Несмотря на переход нашей высшей школы с этого учебного года на двухуровневое образование, в некоторых вузах сохранилась и старая система – так называемый специалитет. Это касается подготовки кадров для предприятий атомной отрасли. То есть правительство позаботилось о том, чтобы на атомные объекты приходили люди, получившие настоящую подготовку.

Если же рассматривать вопрос шире, проблема назревает очень серьезная. Нужен кластерный подход к образованию – учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования должны представлять как бы цепочку непрерывного обучения. Бакалавров же первоначально промышленники предлагали обучать непосредственно на рабочих местах, собственными силами. Но затем пришли к мысли о том, что никто не должен заниматься непрофильным делом. Учить должны вузы, а не заводы, они для этого и предназначены. Дело предприятий – производить качественную продукцию. Так что бакалавров доводить до уровня востребованных на рынке труда специалистов будут все-таки вузы.

Теги: Образование, Экономика

2583

Комментирование данного материала запрещено администрацией.