Куда метит «Золотая стрела»

Статья из номера №127 от 20.11.11 газеты Нижегородская Правда

11:15 — 21.11.2011

 Ирина Мухина

Куда метит «Золотая стрела»

Автор фото: Ирина Никитина

Куда метит «Золотая стрела»

Статья из номера №127 от 20.11.11 газеты Нижегородская Правда

11:15 — 21.11.2011

 Ирина Мухина

В мультиплексе «Синема парк» состоялась пресс-конференция, посвященная запуску беспрецедентного для Нижнего Новгорода культурного проекта. С 25 по 27 ноября у нас пройдет Первый международный фестиваль любительского кино «Золотая стрела».

В кинотеатрах «Орленок» и «Рекорд» желающие могут бесплатно посмотреть программу, сформированную из 30 произведений многообразных жанров: от документального до игрового кино, от мелодрамы до триллера. И все они - творения непрофессионалов из самых разных городов нашей страны, а также Украины, Белоруссии и Казахстана. Инициатор акции - известная нашим землякам персона Владимир Иванович Седов. Ныне он секретарь Союза кинематографистов РФ, руководитель Нижегородского отделения этого творческого объединения. Между прочим, вложил личные средства в организацию нового фестиваля. Объяснил журналистам свой благой порыв так. Обидно, что зритель голосует рублем за Голливуд и мало смотрит отечественные фильмы. Наш кинематограф пора омолаживать. И произойдет это за счет тех любителей, которым современные технологии позволили осваивать киноязык. Сейчас тысячи новичков пробуют говорить на нем о своих проблемах, о своем понимании современной жизни. За ними будущее.

Уверенно утверждать это Владимиру Ивановичу позволяет предварительное изучение вопроса. Для этого инициативная группа создала специальный сайт cinemafair.ru, навела ревизию в киберпространстве, куда и отправляют самодеятельные режиссеры свои самодельные фильмы. Брошенный через Интернет клич позволил обнаружить целый слой такого неофициально создаваемого и альтернативно бытующего кинематографа. Проект нижегородцев «Ярмарка кино» как раз и призван находить, продвигать наиболее талантливые его образцы. Так что траектория «Золотой стрелы» - из компьютера на большой экран. Опыты любителей, по сути, получают шанс обрести качественно новый общественно-культурный статус.

Фестиваль, подчеркивает его генеральный директор Роман Владыкин, квинт-эссенция более масштабного проекта. Он предполагает создание академии любительского кино, курсов «Азбука кино», продюсерского центра. В феврале, пообещал В. И. Седов, начнет действовать интернет-канал для показа продукции непрофессионалов. По образному выражению Владимира Ивановича, запускается процесс, аналогичный непрерывной добыче золота: будет перелопачиваться пустая порода ради драгоценных крупинок.

И такие, похоже, уже есть. Обнаружен детский дом, в киностудии которого создается анимация, авторы, снимающие ленты специально для глухонемых людей. В первой полусотне попавших в руки «золотодобытчиков» произведений есть даже образцы парадоксального кино. Для таких предусмотрена особая награда - «Беспечный стрелок». В целом же номинаций будет 11.

Для первого раза, признались организаторы, они не были строгими в отборе, считая более важным показать сообществу, что народное кино существует, может оказаться многообещающим. И все же конкурс, как и положено, определит самого-самого. 27 ноября в «Рекорде» кто-то получит отлитую из бронзы «Золоту стрелу» в качестве Гран-при одноименного фестиваля.

Кстати

На открытии первой «Золотой стрелы» зрителей ждет еще один сюрприз. Пожалуй, сенсационный. Это премьера двух пилотных серий первого нижегородского ситкома (по-русски говоря, ситуационной комедии) «Площадь Минина». По словам Р. Владыкина, запланировано выпустить четыре истории по четыре серии каждая для одного российского телеканала. Какого - пока не разглашается, но уже в новом году начнутся полномасштабные съемки. Сериал с нашими артистами и нашими реалиями будет демонстрироваться на всю Россию.

Оковы проката разорвет народная кинореволюция

«Я с воодушевлением воспринял идею Владимира Ивановича Седова развивать движение любительского кино. Мне кажется, это одно из важнейших направлений выживания мирового кинематографа». Так заявил нижегородским журналистам на встрече 11 ноября Рустам Ибрагимбеков.

Эта фигура из ряда самых заметных в отечественном кино. Рустам Ибрагимович - автор сценариев лент «Белое солнце пустыни», «Урга. Территория любви», «Утомленные солнцем», «Восток-Запад» и других, обладатель самых престижных наград, член европейской киноакадемии «Феликс» и Американской академии киноискусства. Хотя кинематограф только одна ипостась его творческой деятельности, именно она принесла ему самую широкую известность.

У Р. И. Ибрагимбекова было несколько поводов приехать ныне в Нижний Новгород, о котором он говорит как о дорогом ему городе. Одна из веских причин - очень заинтересовавший его проект поддержки любительского кино, который осуществляется силами нижегородских энтузиастов. Гость не скупился на самые высокие оценки этой инициативы. И дело не только в том, что В. И. Седов -  его хороший давний друг. Само состояние отечественного кинематографа заставляет искать резервы развития. Вот что говорил об этом замечательный гость:

- Основная надежда на новых кинематографистов. Отдельные новинки последнего времени свидетельствуют, что молодое поколение на подходе. Скажем, фильм «Шапито-шоу» - потрясающий. Там новые идеи, замечательные артисты. А сделана картина группой во главе с режиссером Сергеем Лобаном, не имеющей никакого отношения к профессиональному кино. И какой яркой она получилась. Но видели ли вы ее?

Решают, что мы будем смотреть на большом экране, не те, кто производит картины, не зрители, а посредник - прокатчики. Даже если фильм хороший, но не сулит им сиюминутной достаточной прибыли, они его отвергают. Так и будет, пока мы существуем в оковах прокатного кино.

Однако альтернатива ему должна появиться, убежден авторитетный мастер.

- В Париже, например, существует огромное количество специализированных залов, где идут старые ленты, классика, демонстрируются новинки национальных кинематографий, документальные ленты. Хотя бы по одному такого рода залу клубного кино должен иметь каждый российский город. Наполнить его афишу интересными картинами вполне реально. В качестве председателя Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии я организую четыре раза в год показ новинок, снятых на территории бывшего СССР на русском языке (или дублированных на него). Сегодня можно набрать 50 - 60 фильмов мирового уровня, созданных в этом пространстве за 2 - 3 последних года. И куда бы мы не привозили такую программу - в Париж, Лиссабон, Хельсинки, зритель принимает ее замечательно. Так что если появится в Нижнем Новгороде киноклуб, можно в нем показывать эти новинки, устраивать фестивали некоммерческого кино.

Кроме того, через несколько лет Интернет поможет доставлять качественные картины в любую точку мира, в любой дом. Таким образом, диктат прокатчиков уже не будет иметь решающего значения.

Конечно, у отечественного кино, признает гость, существует проблема и нехватки современных кинотеатров, и малого количества снимаемых в год картин. Наблюдается недостаток свежих творческих идей, талантов.

- Они, скорее всего, есть - нет возможности воплотиться, - поясняет Р. И. Ибрагимбеков. - Однако благодаря новейшим технологиям, доступ к созданию кинопродукта получают теперь очень многие, в том числе непрофессионалы. Произошла, по сути дела, революция. В ближайшее время мы увидим убедительные примеры массового движения в кино. Народное творчество, которое было прежде в литературе, песнях, плясках, пробивается в этот вид искусства. Опять же Интернет позволит этой революции взорвать жесткую прокатную схему. Кино должно быть разным, как и литература, в которой есть легкое чтение и есть сложные глубокие произведения. Вне всякого сомнения, у любого фильма найдется своя аудитория, а виртуальное пространство поможет им встретиться.

Несмотря на все высокие титулы и мировое признание, сам мастер на себе испытывает горечь «невстречи» со своим зрителем. Его последняя по времени картина «Глазами призрака», отмеченная кинопремией «Ника», на большом экране не идет: жесткая политика современного российского проката оставила ее за бортом. Гость рассказывает в ответ на мой вопрос о ее судьбе, что пока приходится удовлетвориться показами в рамках фестивалей и специальных программ. За рубежом фильм принят довольно хорошо.

Создатель лент, вошедших в наш золотой фонд, гордится своей способностью, оставаясь в поле искусства, снимать кино для широкого зрителя. Он ощущает себя продолжателем великой российской традиции. Ведь у нас к сценарию всегда относились как к полноценной литературе в отличие от многих стран, включая США, где это просто полуфабрикат. Один из секретов отличного сценария - его многослойность, делится Рустам Ибрагимович:

- Это как море. И не умеющий плавать может в нем поплескаться у бережка, и готовый занырнуть очень глубоко такую возможность имеет.

Окажутся ли способными дилетанты следовать рецепту высокого профессионализма? Ответ получим, познакомившись с программой первого фестиваля любительского кино.

Материалы по теме:

"Летописец"

4857

Комментирование данного материала запрещено администрацией.