Это трудное дело рециклинг...

Статья из номера №122 от 08.11.11 газеты Нижегородская Правда

12:35 — 08.11.2011

 Ольга Сафронычева

Это трудное дело рециклинг...

Автор фото: Александр Воложанин

Это трудное дело рециклинг...

Статья из номера №122 от 08.11.11 газеты Нижегородская Правда

12:35 — 08.11.2011

 Ольга Сафронычева

О завершении госпрограммы утилизации объявлено давно, а машины по утилизационным сертификатам все еще выдаются. Последние из них предполагается передать покупателям до середины ноября. Но отслужившие свое автомобили придется утилизировать и после.

Кто будет этим заниматься и за чей счет? Как создать в России систему утилизации? Ответы на эти вопросы искали участники Международной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде.

Подстегнула, но не решила

Как рассказал директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов, госпрограмма утилизации подстегнула развитие нового для нашей страны бизнеса - авторециклинга. Попробовать себя в этом деле решили многие частные предприниматели. Получилось, правда, не у всех: из заявленных на сегодня 219 пунктов утилизации активно работают около 140.

Многие полагали, что достаточно получить необходимые документы в Росприроднадзоре, а дальше можно спокойно торговать запчастями из разобранных автомобилей. Но мы такие вещи не пропускаем», - пояснил представитель министерства. По его же словам, сегодня рециклинг в России может быть выгодным бизнесом. Главным образом потому, что большая часть отходов, подлежащих переработке, просто оказывается на свалке. Такое захоронение обходится утилизаторам в сущие копейки. Между тем система авторециклинга предполагает глубокую переработку отходов, а для этого нужны специализированные предприятия, современные технологии, которых в России пока нет. И без серьезных инвестиций такую систему не построить.

Где деньги?

Специалисты видят решение в создании фонда авторециклинга. Однако вопрос об источниках его наполнения пока остается открытым. Вариантов, в общем-то, немного, точнее - всего два. Платить в этот фонд должны либо производители (импортеры) автомобилей, либо автовладельцы. В мировой практике используются и тот и другой варианты, но чаще все-таки утилизацию машин оплачивают сами автовладельцы.

 Скорее всего, этот источник выберут и российские разработчики системы утилизации. Во всяком случае, Алексей Рахманов посетовал на то, что «автопроизводители не хотят платить в этот фонд ни копейки».

Представитель Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженькин высказался более конкретно. По его словам, утилизацию автомобилей, которые уже ездят по нашим дорогам, должны будут оплачивать последние собственники. Покупателям новых машин придется платить утилизационный сбор при первой регистрации транспортных средств.

Существует концепция, что за все должен платить производитель, выпускающий опасную продукцию. Но в России половина парка - это автомобили, ввезенные из-за рубежа или изготовленные на российских предприятиях, которые уже не существуют, - пояснил представитель ОАР. - К тому же если брать деньги с предприятий, они все равно лягут в себестоимость, а значит, на плечи покупателя. В то же время наше предложение - более простой вариант с точки зрения администрирования».

Требуются стимулы

Обновление автопарка и создание системы авторециклинга для России действительно крайне актуальные задачи. Больше половины колесящих по нашим дорогам машин - старше десяти лет, а по экологическим характеристикам соответствуют классу «Евро 0».

Вопрос в том, как убедить автовладельцев сменить «раритеты» на более современные средства передвижения. Стимулом для такой замены в рамках госпрограммы утилизации стала скидка в 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля. Тратить на это бюджетные средства в дальнейшем не планируется, теперь обсуждаются совсем другие меры. В их числе - дифференциация ставок налогов и страховых сборов с учетом «экологичности» автомобилей, введение предельных сроков эксплуатации коммерческого транспорта и ряд других.

И опыт Европы в помощь

О том, как организована система авторециклинга в Нидерландах, рассказали голландские специалисты, участвовавшие в конференции. Там, кстати, каждый покупатель автомобиля должен заплатить 50 евро за его последующую утилизацию.

Плата за утилизацию при покупке автомобиля у нас обязательна, поскольку она установлена законом, - рассказал генеральный директор компании RDW Иохан Хаккенберг. - Если вы не платите 50 евро за утилизацию, то не получаете документы на новую машину.

Впрочем, представителей российской стороны больше интересовали европейские технологии глубокой переработки отходов.

В Европе давно озаботились проблемой утилизации, поэтому их опыт нам очень важен, - сказал по этому поводу заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Игорь Сазонов. Сейчас, по его словам, правительство области ведет переговоры с голландскими предпринимателями о строительстве на территории региона перерабатывающих заводов - в первую очередь по переработке шин. Заинтересованность в проекте выразили три голландские фирмы: одна планирует предоставить технологии переработки, две другие - непосредственно строить предприятие.

Замминистра также отметил, что благодаря региональной программе утилизации, которая продлится до конца текущего года, в Нижегородской области создана сеть лицензированных утилизирующих компаний. Будет ли нижегородская программа продолжена в 2012 году, пока не решено, поскольку бюджет области еще не сформирован. Окончательное решение на этот счет ожидается в конце 2011 года.

Справка

В 2010 - 2011 годах в рамках нижегородской программы утилизации правительство области субсидировало покупку почти 5 тыс. машин группы «ГАЗ». За 10 месяцев текущего года дилерскими центрами оформлены 2325 свидетельств об утилизации транспортных средств, заключены 1825 договоров купли-продажи. По совмещенной (федеральной и областной) программе реализовано 1664 автомобиля, по региональной - 171. На реализацию нижегородской программы в текущем году из областного бюджета выделен 130,9 млн рублей.

Комментарии

Михаил Карт, технический директор ООО «Регионметтранс»:

- Во всех странах, где существует система авторециклинга, утилизирующие предприятия дотируются из специальных фондов, в которые поступают средства от производителей. Причем деньги на утилизацию производители закладывают еще на стадии проектирования продукта.

В России соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в конце 2010 года, но до сих пор не принят. А средства на утилизацию, уплаченные импортерами, растворяются в общем объеме таможенных платежей. Поэтому заниматься утилизацией цивилизованно - с уплатой всех налогов, соблюдая природоохранное законодательство - в нашей стране пока не выгодно.

Чтобы изменить ситуацию, нужны законодательная база, специальный фонд утилизации, а также система перерабатывающих предприятий, которой тоже пока нет.

4796

Комментирование данного материала запрещено администрацией.