Скоростной флот ускорит развитие России, но ему должно помочь государство

Статья из номера №120 от 01.11.11 газеты Нижегородская Правда

09:42 — 08.11.2011

 Валерий Киселев

Владимир Костров

Владимир Костров

Автор фото: Юрий Правдин

Скоростной флот ускорит развитие России, но ему должно помочь государство

Статья из номера №120 от 01.11.11 газеты Нижегородская Правда

09:42 — 08.11.2011

 Валерий Киселев

Еще каких-то 20 лет назад по волжским просторам ходили, а точнее - почти летали «Метеоры» и «Ракеты», перевозившие между городами и поселками тысячи пассажиров. Конструкторы и в то время предлагали все более совершенные проекты скоростных судов. Но пришел Его величество рынок.. «Улетели» «Метеоры» в Китай, в теплые страны. Почему-то там они и в условиях рынка оказались востребованы. А Волга опустела. Так есть ли перспективы у скоростного флота страны? Что нужно сделать, чтобы он снова появился на наших реках?

Системообразующие инновации

В марте прошлого года по инициативе губернатора Валерия Шанцева в Нижнем Новгороде была создана Ассоциация «Инновационный центр скоростного флота». Наш сегодняшний собеседник - ее исполнительный директор Владимир Костров, профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой логистики Волжской академии водного транспорта.

- Владимир Николаевич, чем было вызвано принятие решения о создании Ассоциации?

- Раньше, чтобы сбалансировать развитие всех видов транспорта, проблемы скоростного флота решались государством. Оно проводило единую транспортную политику, напрямую влияя на ее развитие. В условиях рынка  такое влияние государства - скорее опосредованное. Транспортные предприятия различных видов работают, и для кого-то это влияние является достаточным, но, когда в мире развиваются новые  виды водных перевозок, идет резкое изменение подходов в строительстве, эксплуатации и использовании транспортных средств, то усилий одних многочисленных предприятий недостаточно. У них разные интересы и возможности.

Поэтому необходимо объединиться: все предприятия скоростного флота должны работать в одном направлении, не конкурируя между собой. Каждый в скоростном флоте должен занять свою нишу. Сегодня есть необходимость воссоздания скоростного флота на новой технической и экономической основе. Мы считаем, что развитие скоростного флота может стать системообразующей экономической и социальной инновацией морского и речного транспорта 21-го века.

Консолидация усилий

- Может ли в нынешних условиях рынка в России скоростной флот быть все-таки рентабельным?

- Если раньше скоростное движение в сфере пассажирских перевозок поддерживалось за счет субсидий и дотаций государства, то с переходом к рынку таких возможностей не стало. Имеющиеся предприятия работают по принципу самоокупаемости и должны быть рентабельными. Но выход на рентабельность приводит к многократному увеличению тарифов на перевозки. Например, мы делали расчеты по рентабельности скоростного флота для Ханты-Мансийска. Чтобы выйти на уровень рентабельности в 15-20 процентов, надо было повысить тарифы в 9-10 раз. Даже для этого богатого региона население не потянуло бы такое повышение тарифов.

Если взять наш регион, то тариф надо было увеличивать раза в 3-4. Поволжская логистическая ассоциация предлагала вести перевозки в городе скоростными судами. Тариф на линии Сормово - Чкаловская лестница спланировали в 80 рублей с человека. Если бы бюджет субсидировал 50-60 рублей, то этот проект можно было бы осуществлять. Бюджет города не готов пойти на такие объемы субсидирования. Нужно искать другие пути повышения рентабельности: снижение потребления топлива, использование транспортных средств с меньшей массой, построенных из прогрессивных материалов - алюминиевых, титановых сплавов. А это уже инновационное развитие. Поэтому и возникла необходимость консолидации усилий конструкторов и производственников, в том числе и на направлении научно-технического прогресса и использования его возможностей.

«Мы все можем сделать..»

- Лучшее время скоростного флота России - 70-80-е годы. Какая реальная научная и производственная база осталась в городе от того благополучного периода?

- База есть, и научная, и судостроительная. И сегодня ведутся научные разработки по созданию таких судов скоростного флота, которые были бы более экономичными, чем раньше. Есть серьезные, интересные инновационные проекты. И предприятия, и бизнес-структуры предлагают целые серии скоростных судов. Для Олимпиады в Сочи, например, для морского пассажирского флота. Внутренний водный транспорт - сезонный, но ликвидировать этот недостаток могут суда на воздушной подушке. Они могут работать, как пассажирские, и в зимнее время, особенно там, где нет других видов транспорта, в северных районах страны, да и в нашем регионе. Это суда самой разной грузоподъемности и пассажировместимости, от 5-10 до 50 человек и более. Есть перспективы использования скоростных судов с традиционными подъемными крыльями, типа «Кометы», «Метеора», «Ракеты», но с механизмом поворота этих подъемных крыльев, чтобы они могли убираться и суда могли бы подходить даже к необорудованному берегу. А это уже инновационный момент.

Проектные и судостроительные предприятия региона готовы строить скоростные суда любой вместимости, лишь бы на эти суда был спрос. Судостроительные организации сегодня говорят: «Мы все можем сделать, но не знаем, кто это купит, кто закажет?».

Взаимодействовать со смежниками

- А кто же должен быть заказчиком судов для скоростного флота?

- Бизнес-структуры, муниципалитеты. Но прежде всего нам нужна программа развития скоростного флота на несколько лет. Работа по ее созданию сейчас ведется. В ней  будет и вся логистика перевозок, вплоть до количества рейсов и грузоподъемности судов. Начать ее осуществлять можно в любое время, хоть со следующей навигации, если будет понимание властей. Этот путь нельзя игнорировать. Если сегодня мы развиваем автомобильный, железнодорожный транспорт,  то и водный должен быть наравне с ними.  

Есть стратегия развития транспорта России до 2030 года. Там прописано, что скорость доставки грузов должна быть 1 тысяча километров в сутки. За рубежом уже сегодня скорость по доставке товаров достигла 1,4 тысячи километров в сутки. На водном  транспорте у нас скорость доставки грузов - 250-300  километров в сутки, на автомобильном - 700-800. А скоростным флотом можно доставлять грузы со скоростью  60 километров в час. Если будет устойчивый спрос, то такие суда будут рентабельны.

По грузовым перевозкам мы можем взаимодействовать со смежными видами транспорта. Например, из Москвы грузы везут автофургонами в Казань, Самару. В ночное время дорога туда трудная, да и в дневное - автотрассы перегружены. Такие рокерные линии, разгружающие летом автомобильные дороги, очень выгодны. А в зимнее время эти суда могут быть использованы как стоянки, гостиницы.

В Германии же, например, автотрейлеры ставят на скоростную баржу типа «Раро», они следуют по воде, а через 300-400  километров их снова выводят  с баржи на автодорогу. Такой проект сделала и наша академия. Мы подали свои предложения в Минтранс России, сейчас они там рассматриваются. Этот проект признан всеми специалистами как рентабельный, дающий экономию. Должна быть не только скоростная техника, но и скоростное движение. Если грузы на обычное судно загружают кранами, то тогда в портах трейлеры стоят сутками, а здесь - заехал автотрейлер на баржу, и все. Я видел, как в Гамбурге загружается судно грузоподъемностью 200 тысяч тонн. Поток автофургонов просто заезжает на палубу, и это за несколько часов вместо нескольких суток приема грузов краном. В странах Балтии 40 процентов всех товаров перевозится по накатным технологиям, а у нас - только 2 процента.

Проявить волю, подключить бизнес

- Каким может быть государственно-частное партнерство в деле развития скоростного флота?
- Государство должно принимать участие прежде всего в создании инфраструктуры - портов, подъездов к ним. Государство могло бы создать и лизинговую компанию, через свои структуры закупать суда скоростного флота и сдавать их в эксплуатацию частным компаниям.

- Каким вам видится скоростной флот на Волге в ближайшие 10 лет?

- Если говорить о круглогодичном использовании судов на воздушной подушке, то они больше эффективны в зимнее время. Суда на подводных крыльях работают летом, до ледохода, а потом их замещают суда на воздушной подушке и экранопланы.

По экранопланам тоже есть перспективы. Их можно использовать и во внутреннем водном судоходстве. Экранопланы, вместимостью до 300 пассажиров, могли бы работать на Балтике.  Нужны они МЧС, Военно-морскому флоту. Государство должно выделить это направление и заниматься им конкретно. А  пока ситуация в скоростном флоте такая, что нам хотя бы вписаться в международные стандарты пассажирских и грузовых перевозок, которые мы хотим выполнить.  Осталось только руководству страны проявить политическую волю, подключить бизнес, и, надеюсь, скоростной флот заработает.  

По теме:

Войдет ли скоростной флот дважды в одну и ту же реку?

Новый старт «Ракеты»

Вернуть былую славу, завоевать новые рынки

Теги: Транспорт

5914

Комментирование данного материала запрещено администрацией.