Дореформировались: что изменилось в электроэнергетике за 10 лет?

Статья из номера №115 от 20.10.11 газеты Нижегородская Правда

11:32 — 21.10.2011

 Наталья Целищева

Дореформировались: что изменилось в электроэнергетике за 10 лет?

Дореформировались: что изменилось в электроэнергетике за 10 лет?

Статья из номера №115 от 20.10.11 газеты Нижегородская Правда

11:32 — 21.10.2011

 Наталья Целищева

Чтобы понять, кому и как мы платим за потребленные киловатт-часы, кто виноват в росте тарифов, почему привычные абонентские книжки сменили новые счета и как теперь со всем этим жить простым гражданам, придется вернуться на десять лет назад. Именно тогда, в начале 2000-х, стартовала реформа электроэнергетики.

Важно понять, что «как раньше»  уже  не будет. Теперь энергетика функционирует по законам рыночных отношений: цены на электроэнергию формируются на свободном рынке, а значит, и платить за электричество придется по рыночным ценам. Благо, что до 2014 года тариф на электроэнергию для населения остается регулируемым государством.

В результате реформы энергетическая отрасль больше не является единой. Главный отраслевой гигант - РАО ЕЭС России - перестал существовать еще в 2005 году. На его месте появилось три типа компаний, разделенных по видам деятельности: генерирующие, т.е. производящие электрическую энергию (в их распоряжении - мощности ТЭС, ГЭС  и АЭС); сетевые, которые передают произведенную электроэнергию по проводам в различные населенные пункты, дома и на предприятия; сбытовые, которые взаимодействуют и с генерирующими компаниями на предмет покупки необходимого количества электроэнергии; и с сетевыми компаниями - по урегулированию отношений  транспортировки электроэнергии; и непосредственно с потребителем: заключают договоры на поставку электричества, выставляют счета и следят за своевременной оплатой электроэнергии (по сути, сбытовики осуществляют функцию «единого окна» для потребителей). Предполагалось, что реструктуризация отрасли приведет к созданию полноценной конкуренции (среди генерирующих и сбытовых компаний), являющейся необходимым условием повышения эффективности производства электроэнергии, привлечения инвестиций для развития отрасли, и как следствие - повышения надежности энергоснабжения.

Возможно, в силу того, что в цепочке «генерация - сети - сбыт» последний - звено замыкающее, он нередко выставляется «крайним». Ведь искать виноватых, к примеру, в росте тарифов проще среди тех, кто «ближе к народу», кто взаимодействует с потребителем напрямую. Именно сбытовикам  мы, потребители электроэнергии, несем свои деньги, и потому именно им, казалось бы, прямая выгода от роста тарифов. Однако это в корне неверно. И вот почему.

Как формируются тарифы?

Сколько будут платить за электричество и другие коммунальные услуги жители Нижегородской области, каждый год определяет Региональная служба по тарифам - РСТ.

Тарифы включают в себя три основных вида затрат: затраты на производство электроэнергии на электростанциях (35,6%); затраты на передачу по электрическим сетям (примерно 62,2%); сбытовая надбавка (2,1%) и инфраструктурные платежи операторам оптового рынка электроэнергии (0,1%). Размер сбытовой надбавки также определяет РСТ.

На данный момент в Нижегородской области сбытовая надбавка на мегаватт-час электроэнергии составляет 77 руб., т.е. это чуть более 2% тарифа, и даже если ее убрать совсем, сумма к оплате за электроэнергию в квитанциях нижегородцев практически не изменится. Ведь учет электричества среди физических лиц (т.е. простых граждан, использующих электроэнергию в своих домах и квартирах для бытовых нужд) идет не на мегаватт-часы, а на киловатт-часы, а это - в тысячу (!) раз меньше: 7,7 копейки на киловатт-час.

Кому мы платим за электроэнергию?

Большинству нижегородцев и жителей области счета на оплату электричества выставляет ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (Энергосбыт), которое является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Нижегородской области. Однако, как мы выяснили, тарифы устанавливает РСТ, при этом лишь 2% от общей стоимости тарифа идет Энергосбыту «в плюс» в качестве сбытовой надбавки. Основная же часть суммы уходит на оплату сетевым компаниям за содержание сетей в надлежащем состоянии и на оплату электроэнергии, купленной на оптовом и розничном рынке у генерирующих (т.е. производящих электричество) компаний. Т.о., по факту мы платим преимущественно не поставщику электроэнергии (Энергосбыту), а сетевым организациям и производителям электрической энергии.

Статус гарантирующего поставщика означает, что компания обязана заключить договор на поставку электроэнергии с любым обратившимся к ней жителем региона - физическим или юридическим лицом. На сегодняшний день Нижегородская сбытовая компания (Энергосбыт) является крупнейшей энергоснабжающей организацией региона, занимает 53,3 % рынка сбыта электроэнергии в Нижегородской области и обеспечивает электричеством 28 715 юридических и 1,312 млн физических лиц.

Следуя букве закона

Как и другие участники рынка, сбытовые компании обязаны соблюдать закон. Так, тарифы устанавливает Региональная служба по тарифам Нижегородской области, внедрение ежемесячных счетов за электроэнергию, предъявление общедомовых нужд собственникам многоквартирных домов  - инициатива Правительства РФ.*

Воплощать в жизнь данные нововведения вынуждены сбытовики - ведь именно они непосредственно взаимодействуют с конечным потребителем электроэнергии, т.е. с нами.
И даже теперь, когда Правительство обязало граждан установить индивидуальные и общедомовые приборы учета электроэнергии, сбытовики вновь должны держать ситуацию на контроле.

Энергетики спросят, что думают о них потребители

Как бы то ни было, но «отдуваться» за изменения в федеральном законодательстве приходится именно «сбытовикам». Ведь все последние нововведения связаны в основном с особенностями взаимодействия энергетиков и населения: будь то новые счета, плата за общедомовые нужны (ОДН) или обязательная установка электросчетчиков. А с потребителем напрямую контактирует именно сбыт. В Нижегородской области - ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (Энергосбыт).

С целью выяснения, что непонятно потребителям, устраивает ли их работа абонентских пунктов, Энергосбыт в настоящее время проводит анкетирование клиентов как на сайте компании, так и непосредственно на каждом абонентском пункте (61 пункт находится в Нижегородской области).
К тому же каждый абонент Энергосбыта может оставить свои замечания и предложения по улучшению работы компании, что, по замыслам руководства, приведет к повышению качества обслуживания населения. Опросный лист заполняется анонимно, однако при желании абонент может оставить свои контактные данные.

Кроме этого, анкета подразумевает оценку потребителем качества работы недавно открывшейся «горячей линии» Нижегородской сбытовой компании. Звонок в справочную службу бесплатный. По телефону  233-09-70 или 8-800-775-09-70 можно сообщить показания прибора учета, а также получить ответы на вопросы обо всех последних нововведениях: системе начисления ОДН, оплате счетов, заполнении платежных документов и т.д. В настоящий момент в связи с большим количеством звонков Энергосбыт увеличивает штат операторов колл-центра, чтобы сократить время ожидания абонентом ответа оператора.

В Нижегородской области анкетирование будет длиться  до декабря. Интернет-пользователи также до декабря смогут ответить на вопросы анкеты на сайте Энергосбыта: nsk.elektra.ru.

* Порядок расчета общедомовых нужд и их распределения между гражданами, проживающими в многоквартирном доме, определен Постановлением Правительства №307.  

Теги: Квитанция, Тариф

5666

Комментирование данного материала запрещено администрацией.