Государство добавит нефти естественности

Статья из номера №111 от 11.10.11 газеты Нижегородская Правда

12:21 — 18.10.2011

 Ольга Сафронычева

Государство добавит нефти естественности

Государство добавит нефти естественности

Статья из номера №111 от 11.10.11 газеты Нижегородская Правда

12:21 — 18.10.2011

 Ольга Сафронычева

Цены на нефтепродукты для внутреннего рынка, возможно, будут регулироваться государством. Такой сценарий развития событий обсуждается в российском правительстве. У ожидаемого нововведения, как и положено, есть свои сторонники и противники. У тех и других собственные аргументы. В общем-то, нефтянники остаются последними «естественными монополистами» которые сегодня могут самостоятельно регулировать свои цены. Тарифы на газ, тепло и электроэнергию (по крайней мере для населения) давно и прочно под государственным контролем.

Ручное управление процентами

Государственного регулирования цен на бензин добивается Министерство энергетики России. Как стало известно на прошлой неделе, предложения ведомства на этот счет содержатся в новом варианте законопроекта «О нефти», направленном Минэнерго в правительство. Суть их сводится к тому, чтобы административно ограничивать цены на топливо в случае их роста более чем на 10 процентов за месяц.

Регулировать цены на топливо министерство предлагает не впервые. В частности, прошлогодняя редакция законопроекта предусматривала введение госрегулирования при росте цен более чем на 30 процентов в месяц. Аналогичные схемы применяются на потребительском рынке для социально значимых продуктов, поясняли в ведомстве. Но противников у данной меры было немало, и пункт о госрегулировании исчез из законопроекта. Однако после топливного кризиса, разразившегося в России в этом году, министерство решило вернуться к идее «ручного управления», снизив при этом «критический» уровень роста цен.

И так нехорошо, и эдак плохо

Впрочем, с инициативой Минэнерго и сегодня согласны далеко не все. Кроме нефтяников против прямого госрегулирования цен выступает, в частности, Федеральная антимонопольная служба.
 - Это нерыночный метод, он не доказал свою эффективность в других отраслях, -- пояснил позицию ведомства замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. - Это означает, что цены могут быть как завышенными, так и заниженными. Заниженные цены могут привести к дефициту, и то и другое плохо для экономики. Инструменты, которые сейчас есть у государства - антимонопольное регулирование, механизмы установления пошлин и акцизов, - позволяют воздействовать на ситуацию рыночным способом.

При этом ФАС разработала альтернативные законопроекты - «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ».
Рынок без конкуренции

Вопрос о том, почему в одной из самых богатых на нефтересурсы стран цены на нефтепродукты не соответствуют ожиданиям населения, муссируется постоянно. А однозначного ответа как не было, так и нет. Нефтяники объясняют рост цен на топливо увеличением налоговой нагрузки, ФАС - отсутствием конкуренции.

Острее всего рост цен на топливо отражается на автотранспортных предприятиях: доля ГСМ в их расходах составляет от 35 до 50 процентов. В этом году из-за ситуации на рынке нефтепродуктов многие нижегородские перевозчики оказались на грани выживания. По словам председателя областной организации профсоюза отрасли Александра Моренова, принимаемые меры со стороны правительства и ФАС приносят лишь временные результаты, ситуация же в целом остается неопределенной. Тарифы на перевозки автотранспортники пока сдерживают в ущерб рентабельности собственных компаний. Так что за государственное регулирование цен на внутреннем рынке представители отрасли высказались еще в конце сентября на всероссийской акции протеста.


Нефтяники научили промышленников экономить

Идею введения госрегулирования поддерживают и в Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.

- Россия обладает огромными запасами энергоресурсов. Поэтому отечественные производители и население должны иметь преимущества в виде экономически выгодных цен, - считает заместитель генерального директора НАПП Геннадий Хомутов. По его словам, за первую половину этого года объемы промышленного производства в регионе увеличились на 7,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот затраты предприятий выросли почти на треть. Доля нефтепродуктов в них невелика (0,64 процента). По итогам 2010 года данный показатель составлял 0,7. Но это не значит, что промышленники не заметили роста цен на нефтепродукты, поясняет Геннадий Хомутов: «Просто стали меньше или экономнее их использовать, переходить на более дешевые виды топлива».

Мнения

Андрей ИВАНОВ президент ХК «Логопром»:
Если серьезно ставить задачу снижения стоимости топлива, то нужно, во-первых, реорганизовать биржевую торговлю. Сегодня все биржи торгуют товаром, который не видят и не контролируют. Хотя, если биржа является товарной, а не фондовой, у нее должны быть свои или арендованные складские мощности. Ничего этого нет. Так что на сегодня российская биржевая торговля нефтепродуктами - это профанация.

Кроме того, контролировать нужно оптовые цены топлива на отгрузочной эстакаде НПЗ, а не розничные на АЗС. Тогда у всех участников рынка, от производителей до заправщиков, появится прямой смысл уменьшать непроизводственные затраты. Сегодня этого желания у них, естественно, нет, и они могут в себестоимость топлива, от НПЗ до пистолета топливозаправочной колонки, вложить все затраты, какие только захотят или придумают.

Таким образом, мы выходим на тему улучшения, а значит, удешевления логистической составляющей доставки топлива от НПЗ до потребителя...


Дмитрий КРАСНОВ генеральный директор ТПП НО:

Всего около полугода назад наши представители нефтяного бизнеса публично заявляли о том, что стоимость топлива на российском рынке зависит от мировых цен на нефть. Однако сегодня на практике мы видим совершенно другое: если на мировом рынке наблюдается снижение цен на топливо, то в России они неуклонно растут. Логичное объяснение этой ситуации дать затруднительно. В связи с этим необходимо понятное государственное регулирование в виде установления прогрессивной шкалы налогообложения, контроля над экспортными поставками, а также стимулирования глубокой переработки нефти на территории России. И это применимо не только к нефтяному бизнесу, но и ко всем естественным монополиям. Для бизнеса крайне важны стабильные правила игры, позволяющие планировать хотя бы на среднесрочную перспективу. В сегодняшней ситуации, когда они еще не сложились, предприятиям развиваться сложно.

3042

Комментирование данного материала запрещено администрацией.