Открытая политика всегда понятна

Статья из номера №108 от 04.10.11 газеты Нижегородская Правда

12:20 — 18.10.2011

 

Открытая политика всегда понятна

Открытая политика всегда понятна

Статья из номера №108 от 04.10.11 газеты Нижегородская Правда

12:20 — 18.10.2011

 

Шесть часов вечера, а в приемной губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева - очередь из руководителей предприятий и бизнес­­структур. Правда, несколько необычная: молчаливая и сосредоточенная. Оно и понятно: еще неизвестно, какой респект будет выдан через несколько минут.


Для нас же, директора - главного редактора АУ «Издательский дом «Нижегородская правда» Татьяны Метелкиной и главного редактора журнала «Инвестиционный каталог Нижегородской области» Сергея Зыкова, все кончилось хорошо. Во время всего эксклюзивного интервью губернатор был откровенен в суждениях и предельно собран. А иначе и быть не могло, ведь за нами тысячи читателей, представители российского и иностранного бизнеса. Они внимательно будут вчитываться в каждое слово губернатора, соотносить их со своими планами на завтра.


«Globe Town» - ПРЕДВЕСТНИК ЗОЛОТОГО ВЕКА

-Валерий Павлинович, давайте начнем с региональных амбиций. В свое время Нижегородская область презентовала на международных выставках проект «Глоуб таун» - город будущего, который задумывалось построить в Борской пойме. Предполагалось привлечь в проект 750 миллиардов рублей инвестиций. Мировой кризис скорректировал сроки реализации.

-«Глоуб таун» по­ прежнему очень важен для региона и Нижнего Новгорода. Объясню почему. Сегодня существуют два сектора развития города. Первый - исторический, нагорная часть. Здесь утвержден градостроительный регламент по высотам (не выше шести этажей). Поэтому неправильно бы было развивать в ней сити, деловые центры и офисы. Вряд ли эти вкрапления будут оправданны и в заречной части города.

Сегодня очевидно, что развитие России будет происходить на восток. Естественно, что здесь и должен быть создан центр, где международные и российские компании могли бы осесть и активно участвовать в развитии территорий. Москва становится тесной. Да и ценовые показатели в столице на порядок выше, чем у нас. Поэтому если мы хотим активно позиционироваться и стать одним из центров экономической и торговой жизни страны, то просто обязаны построить деловую часть Нижнего Новгорода.

Проект «Глоуб таун» признан очень перспективным на международных форумах. Естественно, он не должен быть реализован за бюджетные деньги. Нужны инвестиции. Но сначала необходимо сделать нашу землю привлекательной. Без дорог, транспорта и энергетики к нам никто не придет.

Посмотрите на карту. Видите штриховую желтую линию, опоясавшую территорию от борского моста до моста в Подновье? Здесь и будет расти инфраструктурный комплекс. И первое, что мы сделали,- разработали за бюджетные деньги проекты моста в Подновье и подходов к нему. Их строительство встанет в 70 миллиардов рублей. Заключен государственный контракт с Внешэкономбанком, в конце года он даст свои предложения по привлечению инвесторов. Это будет государственно­частное партнерство. А уж дальше пойдут частные инвестиции.

На днях я буду рассматривать еще один проект - строительство второго моста. Он пойдет параллельно борскому и расширит наши транспортные возможности. Новый мост позволит пустить через Волгу скоростной трамвай, городской пассажирский транспорт. То есть инвесторы воочию увидят функционально развитую транспортную инфраструктуру. Я уже не говорю о том, что тем самым мы решаем проблему автомобильных пробок. Безусловно, будем использовать и возможности метро, перебросим его через Волгу либо верхом, либо тоннелем. Варианты будем просчитывать.

Склоняемся к тому, что надо возводить мощный выставочный центр на условиях частного партнерства. Нынешние площади Нижегородской ярмарки сдерживают дальнейшее развитие конгрессно­выставочной деятельности. Сегодня приходит очень много интересных предложений о проведении на нижегородской земле международных мероприятий. И если мы хотим возрождать «золотой век» Нижегородчины, когда она была центром торгово-экономической жизни России, то нужно создавать для этого все условия. Под одно имя инвесторы вряд ли придут.


КАК ИНВЕСТОРЫ СТАЛИ АГИТАТОРАМИ

- Позвольте возразить. Под имя все же приходят. Тем более что элиту волнует вопрос: обратимы ли те процессы, которые заводит в регион Шанцев? Условно, могут ли они остановиться или будут иметь продолжение?

-Должна быть понятная открытая политика. Что может беспокоить отечественных и иностранных инвесторов на нашей территории? Первое - это бюрократия, второе - коррупция. И то, и другое надо искоренять.

Любой инвестор задает несколько вопросов. Один из главных: а будет ли поддерживать власть его инвестиционный проект и в чем это будет выражаться? Мы все свои ответы сформулировали в законах Нижегородской области об инвестиционной и инновационной деятельности. В России до сих пор нет таких законов, а у нас есть. И будет ли Шанцев, Петров, Сидоров - все равно законы будут работать.

Другое дело, если человек имеет серьезную репутацию как руководитель, то ему легче привлекать инвестиции в регион. Не поверите, порой до смешного доходило. После назначения меня губернатором Нижегородской области ко мне продолжали приезжать из Москвы. К примеру, из компании Renault: мол, помоги решить вопрос по земле в Москве, потому что после тебя там все как­-то притормозилось.

Другим надо было локализовать Logan и организовать производство. Что мы и сделали на Борском стекольном заводе. Сейчас поставляем целый ряд изделий из металла и пластмассы.

Сегодня у нас хорошая репутация. Не поверите, иностранные инвесторы порой выступают даже в качестве агитаторов: мол, не думайте ни о чем, идите в Нижний. До сих пор не без улыбки вспоминаю презентацию в бельгийском посольстве, где представительница фирмы «Данфосс» выступила со своеобразной оценкой региона, сказав, что «для нижегородской земли характерно то, что администрация подгоняет инвесторов».

МЫ НЕ ПАПУАСЫ

- Недавно наши журналисты брали эксклюзивное интервью у посла Германии, и он затронул тему влияния плохих и хороших новостей на привлечение инвестиций в тот или иной регион. На наш вопрос, какие плохие новости могут сдерживать приход инвесторов в регион, посол дал политкорректный ответ: мол, случается, что российские чиновники не выполняют достигнутых с инвесторами договоренностей...

-Нас с Германией связывают тесные взаимоотношения. И естественно, мы очень внимательно следим за нашими обязательствами, так как берем их на себя по каждому проекту. Например, вложили 256 миллионов рублей в инфраструктуру завода «Либхерр».

С каждым инвестором заключаем инвестиционное соглашение, где четко определяются обязанности сторон. Правда, замечу: мы не всем идем навстречу. Например, фирма «Континенталь» намеревалась разместить у нас производство шин, но в процессе переговоров мы поняли, что она пытается нас попросту «подоить». Говорят, разровняйте нам площадку под производство. Интересуемся: а зачем, если у вас нет проекта? А нам в ответ: а не могли бы вы найти нам банк, который вложил бы 75 процентов инвестиций в производство, а мы только 25?

Другой соискатель тоже просит: вложите пять миллионов в площадку, выровняйте и укрепите ее. Опять задаем вопрос: объясните, почему мы должны это делать? А это, отвечает, ваш бесплатный вклад за наш приход.

Мы не папуасы, чтобы продаваться за бусы и зеркальце. Мы знаем себе цену. У нас одни из лучших специалистов в области экономики и производства. И это четко понял, правда с опозданием, германский автоконцерн Volkswagen. Он тоже начинал переговоры с Нижегородской областью, но ушел в Калужскую. Сегодня вернулся к нам, и мы будем собирать 350 тысяч автомобилей в год с локализацией до 70-80 процентов. Они поняли, что такой компетенции инженерных и рабочих кадров, как у нас, в Калуге нет. Значит, и развития не будет.

НЕ ЛЕЖИМ НА СЕНЕ

- Вы говорите о масштабных вложениях в дорожную инфраструктуру. Но здесь в полный рост встает энергетическая проблема, особенно на том же Бору. Решит ли ее подъем уровня Чебоксарского водохранилища, или регион предлагает энергетическую альтернативу посредством строительства атомной станции?

- Вы знаете, нам говорят, что подъем уровня Чебоксарского водохранилища сразу решит проблему судоходства и энергетическую проблему. На мой взгляд, это довольно спорное утверждение. Поэтому мы вышли в федеральное правительство со встречными предложениями. И они были поняты. В результате принято решение Правительства РФ о строительстве низконапорного узла в районе Большого Козино, что и решит проблему с судоходством.

Вторая проблема - энергетическая. Утверждают, что если на Чебоксарской ГЭС поставить оборудование на столб 68 (сейчас он 63), то она даст больше электроэнергии. Спрашивается, насколько? По нашим подсчетам, прибавка составит 600 мегаватт. Но если сопоставить расходы на создание водохранилища, на защиту Нижнего Новгорода, Дзержинска, на переселение половины Республики Марий Эл, то каждый киловатт­-час станет золотым. Его никогда в жизни не отработаешь.

А теперь давайте посмотрим, что же такое 600 мегаватт. Первое. Сейчас появилось такое оборудование, которое на существующих 63-х метрах даст гораздо больше электроэнергии, чем сейчас.  Все равно же оборудование на ГЭС отработало свой срок, его нужно менять.

Второе и главное. Наш регион порой сравнивают с собакой на сене. Мол, он энергозависимый, энергодефицитный. Ан нет, мы не лежим на сене, мы решаем проблемы. Скоро у нас войдет в строй газотурбинная пароэлектростанция мощностью 900 мегаватт, а нам, напомню, предлагают 600 на весь Приволжский федеральный округ. В 2014 году 400 мегаватт даст Автозаводская ТЭЦ. Добавим сюда первый блок атомной электростанции на 1150 мегаватт (ориентировочный пуск - в 2016 году, хотя в программе он на 2019 год). После запуска первого энергоблока мы уже будем не энергодефицитными. Мало того, станем поставлять электроэнергию другим регионам, в том числе Чебоксарам.

Что касается Бора, то туда уже проведена линия от Костромской ГЭС и закачано 500 мегаватт. Так что развитие на перспективу у нас обеспечено.

ИМИДЖ: ПОЛИТИКА ПРОДАВЛИВАНИЯ

- Валерий Павлинович, в понятие «капитализация предприятия, отдельно взятой отрасли или территории» входят не только технологии, основные средства, но и управление ими. От последнего, в принципе, зависит все остальное.

- Любая капитализация оценивается стоимостью тех проектов, которые реализуются на предприятии, территории. Капитализация инвестиционных проектов региона в 2004 году была 200 миллионов рублей, а год назад уже составила 13 миллиардов. Бюджет области с 34 миллиардов вырос до 110. В свою очередь, увеличение бюджета дало возможность в три раза увеличить капитализацию вмешательства в социальную среду, т.е. реновации социальной среды.

- Существует мнение, что сам Шанцев уже бренд.

- Если кто­то приходит под бренд Шанцева, то я рад. На самом деле это очень длительный процесс, сродни добыче золота из руды. Например, если в результате множества переговоров и встреч мы выходим на протокол о намерениях, это уже считается победой. Такую работу мы проводим целенаправленно за рубежом, в посольствах, с различными группами инвесторов, министерствами, ведомствами, ассоциациями. По сути это системный поиск инвесторов.

Признаюсь, начинали-­то мы вообще с непонятного многим бренда Нижегородской области, которая до 1991 года была закрыта не только для инвесторов, но и для туристов вообще. Приведу характерный пример. Как-­то мы поучаствовали в конкурсе «Семь чудес света» и выиграли. Все спрашивали: ну зачем вам это надо? И вот приехал к нам генеральный секретарь ассоциации мировых столиц, проводившей этот конкурс, вручать дипломы и кубки. На церемонии он обмолвился: мол, когда был в Барселоне, у него поинтересовались, а кто еще с ними соревнуется. Нижний Новгород, отвечает. А где этот город, спрашивают. Не выдержал я, вышел и спросил: в чем разница между Нижним Новгородом и Барселоной? Это результат агрессивной политики продавливания своего имиджа.

Нас критикуют за то, что регион активно участвует в международных выставках: в Каннах, Женеве, Париже, Ганновере. Мол, зачем нам это надо? Уверяю вас, что к нам в регион никто не придет, если не будет знать о нас. Поверьте, незнакомого все боятся. Особенно иностранные инвесторы. Ведь до сих пор некоторые из них уверены, что за Москвой и Санкт­Петербургом у нас только медведи живут. Так что если мы хотим развиваться дальше, то должны вести себя и работать соответствующим образом.

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

- Первая ваша пятилетка прошла под знаком наполнения бюджета. Под каким проходит вторая?

- Под тем же самым, потому что цель абсолютно не изменилась. Необходимо и дальше наполнять бюджет. Признаюсь, я всегда держу за эталон Москву. В столице сейчас проживает десять с половиной миллионов человек. Доходы бюджета составляют 1 триллион 200 миллиардов рублей. У нас в регионе три с половиной миллиона населения, а доходов пока сто десять миллиардов. То есть наш доход меньше столичного в 11 раз, хотя населения меньше в три раза.

Поэтому сейчас перед нами стоит задача создания такой налогооблагаемой базы, которая обеспечивала бы рост бюджета и динамичное развитие региона. Нужно вкладывать инвестиции в развитие действующего потенциала, создавать новые предприятия, новую налогооблагаемую базу, с тем чтобы устранить существующие диспропорции.

Хочешь-не хочешь, а нам придется пройти этот путь. И мы его пройдем. У меня мандат до 2015 года. Я сделаю так, чтобы и после 2015 года нельзя было остановить процесс.

P.S.Только через час мы вышли из кабинета. В приемной поздоровались с заместителями губернатора, пришедшими на вечернюю оперативку. Рабочий день Валерия Шанцева продолжался...

Теги: Транспорт, Шанцев, Строительство, Метро, Дзержинск

4285

Комментирование данного материала запрещено администрацией.