Новые требования

Статья из номера №104 от 24.09.11 газеты Нижегородская Правда

11:46 — 29.09.2011

 Александр Кузнецов

Новые требования

Автор фото: Александр Кузнецов

Новые требования

Статья из номера №104 от 24.09.11 газеты Нижегородская Правда

11:46 — 29.09.2011

 Александр Кузнецов

Этот учебный год для всей нашей системы образования можно считать особенным. В первую очередь для первоклассников. Именно им придется учиться по новым правилам. С этого года началось практическое воплощение модернизации образования в начальной школе. Вообще про реформирование начального звена разговоры идут давно. Министерство образования на протяжении нескольких лет готовилось к этому шагу. Хотя справедливости ради надо отметить, что отношение к этому шагу у многих наших граждан сложилось неоднозначное. Часть людей, внедрение новой программы в начальной школе воспринимало если уж не в штыки, то без особого энтузиазма точно. Скорей всего, в данном случае сработал уже устоявшийся стереотип на само слово - реформа. Почему-то у нас при этом получаются не позитивные сдвиги, а негативные. Но, тем не менее, она в школе началась. При этом надо отметить, что проходит без особой шумихи в прессе.

Видимо, хватает других событий, которые, затмевают эту новость. Здесь даже у некоторых экспертов появилось предположение, что и в самом министерстве образования нашлись умные головы, которые понимая, какое внутреннее отторжение и неприятие вызывает это слово, постарались не очень широко освещать его в прессе. Впрочем, этот вариант также нельзя сбрасывать. И этому есть серьезные обоснования. У всех на слуху ситуация с тем же ЕГЭ. Сколько статей написано и снято репортажей, как в поддержку, так и против этого экзамена, а нервных клеток сожжено - не счесть. На одном из совещаний педагогов весной я поинтересовался у учителей начальной школы, что они ждут от новой программы?

Подавляющее большинство лишь неопределенно пожимали плечами, мол, хочется надеяться, что хуже от этого не будет. По крайней мере, озвученные подходы в новом образовательном стандарте для первых классов отвечают велению времени. Ситуация в нашем мире изменилась, и, естественно, подходы к обучению должны отвечать запросам общества. И вот после каникул я решил своими глазами посмотреть, как начинает приживаться новая программа не в городской, а в сельской школе. Разговор о новом стандарте я начал с директором школы в селе Ломовка Анастасией Федоровной РОГОЖИНОЙ.

- Считаю, что ничего сверхнеобычного в новом федеральном стандарте для начальной школы нет. Наоборот, ее внедрение было вполне ожидаемым и прогнозируемым процессом. Мы к этому переходу готовились. Первые шаги начали делать еще несколько лет назад. Все наши преподаватели начального звена прошли курсы, получили хорошую подготовку. Конечно, я понимаю, что определенные опасения среди учителей и родителей имеются, как и в любых новых подходах. Но, думаю, что все возможные сложности будут легко устраняться в самом учебном процессе.

Заместитель директора Елена Николаевна Рогожина также настроена оптимистично. Она шестнадцать лет проработала непосредственно в начальной школе, и вот уже четыре года является завучем, но при этом продолжает работать с детьми.

- Я много лет работала с детьми по системе Занкова, где основным подходом к работе с детьми является развивающее обучение ребенка, умение находить информацию и прививать умение к самостоятельному поиску. А новый федеральный стандарт как раз и ориентируется на развивающие методики обучения. Другими словами говоря, большой разницы в этих подходах нет. Наоборот, появилась ясность в главных моментах, например по поводу классной и внеклассной работы.
 Для этой программы есть учебники, финансирование, определены приоритеты. Тем более вся программа была уже обкатана в ряде регионов в прошлом году. Были выявлены узкие места и отработаны спорные моменты. Поэтому, на мой взгляд, переход в этом году по всей стране на новый стандарт прошел так тихо и обыденно. А по идее, в этом году для первоклассников первое сентября должен бы отмечаться более торжественно. Здесь надо признать, что даже постоянные критики нашего министерства образования промолчали. Даже как-то странно. На мой взгляд, это говорит о том, что начальная школа основательно подготовилась к переходу. Следующий этап перехода будет в 2015 году, когда дети из начальной школы перейдут в пятый класс. Затем на очереди 2020 год с его десятым классом. Вот только через девять лет мы сможем реально оценить результаты реформы системы школьного образования. Вот тут уже вся система полностью проявит свои плюсы и минусы. Ну, а с другой стороны, вспоминается старое изречение, что какая бы замечательная программа ни была, а главным звеном в ней остается учитель. Именно на его плечи ложится вся тяжесть и ответственность в обучении и воспитании ребенка. Учитель начальной школы Нина Николаевна Дубнева не скрывала, что она волновалась первого сентября. Ведь именно ей придется проходить первый этап со своими первоклашками.

2209

Комментирование данного материала запрещено администрацией.