Смертельный бензин

Статья из номера №93 от 30.08.11 газеты Нижегородская Правда

09:56 — 30.08.2011

 Ольга Сафронычева

Смертельный бензин

Смертельный бензин

Статья из номера №93 от 30.08.11 газеты Нижегородская Правда

09:56 — 30.08.2011

 Ольга Сафронычева

Стоит дорого, обходится еще дороже

Растут не только цены на топливо, но и риск нарваться на суррогат со всеми вытекающими для железных коней и их владельцев последствиями. Нашумевшая недавно история о десятках машин, пострадавших от некачественного бензина, может повториться еще не раз. Во всяком случае, нынешняя ситуация на рынке нефтепродуктов к этому, как говорится, располагает.

Реанимация без страховки

Как рассказывают автовладельцы, попавшие в неприятную историю в начале августа, все они заправлялись 92-м бензином на АЗС «Волганефтепродукт» на улице Горького и Южном шоссе, после чего двигателям их машин потребовалась срочная «реанимация».

Подобные случаи не относятся к разряду гарантийных или страховых. Хотя в приватных беседах страховщики говорят, что теоретически в договоре можно записать любые риски. Но на практике это может быть предусмотрено только в порядке эксклюзивных условий для VIP-клиентов. Стандартный же полис «Каско» возмещения ущерба в таких ситуациях не предполагает.

Между тем ремонт двигателей, изувеченных «бодяжным» бензином, обходится, как правило, в круглую сумму. В зависимости от модели автомобиля и характера неисправностей его стоимость может составлять десятки и даже сотни тысяч рублей, тем более что особенно чувствительными к суррогату оказываются иномарки. Для нижегородцев на этот раз все вроде бы должно закончиться не самым худшим образом. По крайней мере, представители компании «Волганефтепродукт» своей вины не отрицали и пообещали возместить ущерб автомобилистам, оплатив ремонт пострадавших машин.

Как говорят знакомые с ситуацией представители автосервисов, владельцы заправок нередко улаживают такие конфликты без лишнего шума, чтобы не лишиться клиентов.

Автовладельцам нужно заявить о своих претензиях к продавцу в письменном виде и сделать это лучше «незамедлительно». Необходимо также иметь на руках кассовый чек, подтверждающий факт покупки топлива именно на этой АЗС. Если же решить проблему мирным путем не удалось, выяснять отношения придется в судебном порядке.

Евродвойка возродила очереди

По оценкам участников нижегородского рынка нефтепродуктов, доля фальсифицированного бензина на АЗС области составляет 20 - 25 процентов и стабильно держится на этом уровне последние пять - семь лет. Но в этом году есть и другие причины, усугубляющие ситуацию. На автозаправках независимых операторов бензин периодически пропадает, а на АЗС крупных нефтяных компаний нередко собираются целые очереди. Как поясняют в ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», все дело в техническом регламенте, по которому с 1 января этого года в России запрещен оборот бензина экологического класса «Евро-2».

- Не все нефтяные компании смогли модернизировать свои заводы, переориентировать их на выпуск «Евро-3» и «Евро-4», - говоритзаместитель генерального директора по связям с общественностью Даниил Смирнов. - Многие встали на плановые ремонты, и появился не то что бы дефицит... Просто частные продавцы, которые брали бензин небольшими партиями на каких-то маленьких заводах, стали испытывать сложности. У «Лукойла» таких проблем нет, у нас уже «Евро-4» и «Евро-5» - стандарт на всех заводах. Но, естественно, в первую очередь мы снабжаем свои заправки.

Дорожает топливо по этой же причине, уверяет представитель «Лукойла»: сократив объемы производства, некоторые заводы повысили цены. А очереди на собственных заправках компании - результат возросшего спроса.

- Бензин раскупается очень быстро. Мы продаем практически в два раза больше, чем в прошлом году, - говорит Даниил Смирнов. - Если раньше у нас был ночной завоз с нефтебазы, то сейчас мы делаем это по два, иногда и по три раза в сутки. А днем наши бензовозы тоже в пробках стоят, как и все машины, поэтому очереди на заправках бывают. Но бензин на нефтебазе есть, завод его выпускает, топлива хватит.

В российском правительстве тем временем обсуждается вопрос о том, чтобы ради ликвидации топливного дефицита оставить на рынке бензин экологического класса «Евро-2» как минимум до середины 2012 года. Но решение пока не принято: Минэкономразвития выступает «за», Минприроды -- «против».

Разменяться на мелочь заставит ФАС

На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба России обнародовала свою оценку ситуации на топливном рынке. По данным ведомства, крупные нефтяные компании ущемляют интересы независимых операторов, «выдавливая» их из бизнеса. Региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании), завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС. При этом для «своих» сбытовых организаций топливо поставляется по существенно меньшим ценам. Такая групповая модель поведения производителей нефтепродуктов наносит ущерб независимым участникам рынка и ограничивает конкуренцию, говорится в сообщении ФАС.

- Действия крупнейших нефтяных компаний можно считать объявлением согласованного «бойкота» независимым участникам рынка, - полагает глава ФАС России Игорь Артемьев. -- О согласованности действий в числе прочих обстоятельств может свидетельствовать и тот факт, что они совершаются различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. Нижегородское управление ФАС уже проводит проверки по жалобам независимых операторов рынка. Результаты антимонопольщики обещают объявить на этой неделе.

ГАЗ газует, иномарочники прицениваются

Между тем на топливном рынке есть вполне реальная альтернатива бензину с его постоянно растущими ценами и периодически возникающим дефицитом. Это более экономичное и более экологичное газомоторное топливо. Правда, конвейерный выпуск работающих на газе автомобилей в России наладила лишь «Группа ГАЗ»: с апреля 2010 года битопливным двигателем с газобалонным оборудованием (ГБО) комплектуются бортовые модификации «Газели-Бизнес». Но установкой ГБО на машины занимаются многие специализированные фирмы, в том числе и в Нижнем Новгороде. Как рассказал менеджер компании «Луидор-Тюнинг» Денис Тарасов, спрос на переоборудование грузовых автомобилей за последний месяц увеличился примерно на 40 процентов. Многие владельцы грузовиков переводят свой транспорт на газ связи с запретом на использование бензина марок А-76 и Аи-80.

Установка ГБО, в частности на «ГАЗель», обходится клиентам в 26 тысяч рублей с учетом стоимости оборудования. Но из-за возросшего спроса и здесь образовались очереди: ждать исполнения заказа приходится по три-четыре дня, а иногда и неделю, что для коммерческого транспорта немаловажно.

Интерес владельцев легковых авто к газомоторному топливу ажиотажным не назовешь, однако растет и он. По словам директора сервисного центра ЗАО «Реал-Инвест» Сергея Глумова, стоимость переоборудования легкового автомобиля варьируется от 23 000 до 50 000 рублей в зависимости от объема двигателя. Газобаллонное оборудование на свои машины чаще устанавливают владельцы отечественных легковушек. Обладатели иномарок пока в основном «зондируют почву».

- Интересуются этим вопросом в среднем пять человек в день, устанавливают ГБО на иномарки два клиента в неделю, - приводит свою статистику Сергей Глумов. - Сказывается наш нижегородский менталитет: многие считают, что владельцу дорогой машины стыдно заправляться дешевым газовым топливом.

Мнения

Евгений МОРОЗОВ заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области:

- Ситуация с ценами на бензин прогнозируемая и контролируемая. Есть в последнее время вопросы по качеству топлива, с которыми пришлось столкнуться и нижегородским автовладельцам. Но это уже отношения руководителей заправочных станций с поставщиками нефтепродуктов. По большому счету, сегодня средний уровень цен стабильный. Не скажу, что в Нижегородской области он значительно выше, чем в других регионах, все это отслеживается на рынке.

Александр ТАБАЧНИКОВ, первый заместитель генерального директора МУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде»:

- Как автовладельцу мне, конечно, не нравится, что бензин дорожает. К его качеству претензий сегодня меньше, чем, скажем, это было пять лет назад. В тех редких случаях, когда машины встают по причине некачественного топлива, владельцы заправок очень быстро решают вопросы и выплачивают компенсации. Основная проблема, видимо, в том, что акцизы на топливо, которые входят в цену бензина, только со следующего года будут носить целевой характер: эти деньги пойдут на строительство дорог. И мне частично становится понятно, почему бензин дорожает.

Но объяснение еще не означает принятия. Очень бы хотелось, чтобы в одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира цены на бензин были все-таки не на уровне европейских. А тенденция такова, что лет через пять бензин у нас будет стоить как в Европе. Как говорят философы, есть вещи понятные, а есть объяснимые. Вот по бензину понятных и разумных объяснений происходящего действительно мало.

Теги: Транспорт, Строительство

6188

Комментирование данного материала запрещено администрацией.