Памятники нашему… беспамятству

Статья из номера №91 от 25.08.11 газеты Нижегородская Правда

09:02 — 26.08.2011

 Ирина Мухина

Памятники нашему… беспамятству

Памятники нашему… беспамятству

Статья из номера №91 от 25.08.11 газеты Нижегородская Правда

09:02 — 26.08.2011

 Ирина Мухина

«Окружите любовью площадь, на которой он стоит. Создайте здесь сад, полный берез и кленов, чтобы в жаркий летний день вы сами могли бы отдохнуть под тенью вашего земляка и гражданина». Вот такой наказ давала нижегородцам скульптор В. И. Мухина в день открытия ее известного памятника А. М. Горькому. По сути, это было завещание мастера с мировой славой: Вера Игнатьевна скончалась меньше, чем через год. То, что сегодня видишь вокруг семиметровой бронзовой фигуры ее работы, отнюдь не напоминает о «саде», о заботе…

 

На дне равнодушия

 

Постамент обрамляет даже не газон, а жухлая неопрятная стерня. Горожане постарше ностальгически припомнят: когда-то у подножия мухинского Горького были цветы, да и весь сквер площади украшали летней порой роскошные клумбы. Ныне о былом напоминает только скромный участок, где незатейливо отметили свое присутствие озеленители. Вся остальная большая рекреационная зона – владения опаленной жарким солнцем травы. Вот, пожалуй, тенью выдающегося гражданина земляки все-таки пользуются. Вижу возлежащую прямо у подножия памятника в страстных объятиях юную пару - целуются среди бела дня, выбрав местечко позаметнее. Вряд ли такое проявление «любви» имела в виду народный художник СССР В. И. Мухина.

 

...История создания ею памятника А. М. Горькому для родного города писателя дает сюжет для целой повести, весьма драматичной – с роковыми препятствиями, испытаниями, преодолением, победой. Существует даже мнение, что именно работа почти одновременно над двумя монументами, посвященными пролетарскому писателю, – московским и горьковским, связанные с этой эпопеей проблемы ускорили кончину выдающегося скульптора.

 

Ее не зря называют музой целой эпохи монументального искусства. Поистине оглушительным был успех легендарной композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» в Париже на Всемирной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в 1936 году. Правда, громкая зарубежная слава и, казалось бы, благосклонное внимание советской власти не слишком облегчили творческую жизнь мастера. В это трудно поверить, но Вера Игнатьевна получила возможность создать всего три памятника. И одним из них обладает наш город.

 

Даже не испытывая пиетета перед самим Максимом Горьким (есть среди нижегородцев раздраженные его вековой славой), отдашь должное творению скульптора. Знатоки сходятся во мнении - это яркий образец монументального искусства. А уж если взять в расчет тот факт, что в Нижнем Новгороде выдающихся памятников работы мастеров с мировым именем вообще больше нет, внимание к бронзовому Максиму должно бы быть максимальным. Увы! Следующей осенью исполнится 60 лет с момента открытия этого памятника, но, глядя на то, в какой атмосфере заброшенности, по сути неуважения, оказалось творение славного автора, почему-то не веришь, что дата изменит ситуацию к лучшему.

 

Вы жертвою пали...

 

Впрочем, Алексею Максимовичу еще повезло. То, что творится с монументом на другой центральной площади Нижнего Новгорода – Свободы, иначе как варварством не назовешь. Речь о памятнике героям и жертвам революции 1905 года. Это те нижегородцы, кто 106 лет назад пришел к острогу на митинг почтить память погибших в Кровавое воскресенье и тоже попал под горячую руку власти. Инцидент с избиением митингующих дал повод в 1930 году открыть мемориал. Возможно, советская пропаганда, как за ней водилось, педалировала эту историю. Но все-таки факт борьбы роковой за гражданские свободы, в которой наши земляки несли жертвы, трудно оспорить. И он достоин уважения потомков.

 

Опять же сам памятник – редкий для Нижнего образец конструктивистского стиля, эстетики по-своему замечательной и все более ценимой. Глыбы красного гранита символизируют баррикады, на четырехгранной стеле – панно из цветной смальты, изображающее порыв восставших. Оригинальное образное решение принадлежит архитектору А. А. Яковлеву, личности очень значимой в истории Нижнего Новгорода. Питомец легендарной Петербургской Академии художеств 8 лет работал в Болгарии, участвуя в возведении собора Александра Невского и других сооружений. В 1924 году 45-летний архитектор приглашен заведовать строительной частью Нижегородского губернского коммунального отдела. Именно ему довелось проектировать первый возводимый у нас после революции большой жилой дом. Это так называемый «Чернопрудновский небоскреб», которым Яковлев, по оценке специалистов, открыл в городе целую эпоху жилищного строительства. Новостройка на Черном Пруду была столь значимой, что наша газета в ту пору в течение двух лет посвящала специальные статьи ходу работ. По их завершении «Нижегородская коммуна» даже опубликовала списки получивших квартиры. Кстати, из 45 ордеров 33 были отданы семьям рабочих. Многие до того обитали в условиях ужасающих. По сообщению газеты, кто-то жил в теплушке, кто-то даже в колокольне в кремле! Дом А. А. Яковлева был для них фантастическим подарком. А еще мы обязаны этому архитектору целым рядом строений, украшающих и поныне Верхнее-Волжскую набережную, площадь Минина, появлением станции «Родина» детской железной дороги и других примечательных объектов, сформировавших облик города ХХ века.

 

Монумент героям и жертвам революции 1905 года работы А. А. Яковлева тоже добавил лицу Нижнего Новгорода дополнительную яркую пластическую черту. А еще он – память о замечательном творце. Но нынешняя неприглядность памятника и территории вокруг него характеризует потомков как варваров. Мемориал, посвященный жертвам революции, сам стал жертвой любителей веселого досуга. Практически в любое время дня на его плитах, в его ограде пирует поколение next, не мыслящее себя без бутылочки пивка. Прадеды несли на баррикады гражданскую ярость, они – горячительное, которое беззастенчиво употребляют, оплевывая (в прямом смысле - тоже) место, где когда-то гибли за идеи. Циничное использование монумента в качестве заурядной распивочной характеризует наше общество очень красноречиво…

 

Сохнет не только трава

 

И дело не только в низкой культуре части молодежи. Ей служит индульгенцией общее отношение к исторической памяти, постоянно поставляющее примеры равнодушия к собственному достоянию. Что видят молодые в том же сквере площади Свободы? Металлическая ограда вокруг памятника практически повалилась, ели, его окружающие, сохнут, на вершине стелы пробилась древесная поросль. И никаких попыток исправить, обиходить. Где все эти «наши», те, кто выходит на демонстрации с современными лозунгами? Или те, кто под старыми красными стягами твердит о священной памяти, о национальном достоинстве? Участники политических движений не снисходят до черновой работы ухода за памятниками. Сами горожане, снующие мимо монумента? Они к ежедневно творящемуся его унижению тоже совершенно индифферентны.

 

И власть не подает пример в этом отношении. Не похоже, что к мемориалу площади Свободы наведывается полиция, готовая призвать к порядку дикарей. Службы, официально призванные благоустраивать достопримечательные места, не озаботились посадить цветы у подножия памятника Горькому, «не замечают» сохнущих деревьев у монумента героям и жертвам революции 1905 года. В городском департаменте культуры, спорта и молодежной политики ссылаются на отдел коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижегородского района, мол, это его забота наводить чистоту и порядок в таких местах. А сотрудники этой структуры поясняют: прерогатива делать соответствующую заявку на обустройство среды, например, вокруг памятника жертвам революции 1905 года как раз таки у департамента культуры…

 

Радетелей нет. И сохнут не только трава да деревья, иссыхает сама наша историческая память.

2576

Комментирование данного материала запрещено администрацией.