Вот беда: на прилавке не наша еда

Статья из номера №90 от 23.08.11 газеты Нижегородская Правда

11:23 — 24.08.2011

 Валерий Киселев

Вот беда: на прилавке не наша еда

Вот беда: на прилавке не наша еда

Статья из номера №90 от 23.08.11 газеты Нижегородская Правда

11:23 — 24.08.2011

 Валерий Киселев

Сети большие, но в попадает в них далеко не всякий мелкий, да и средний предприниматель-производитель.

На сегодняшний день в списке нижегородских производителей продуктов - 2500 предприятий малого и среднего бизнеса. Потенциал огромный. Однако в сети, которые сегодня доминируют, по крайней мере в областном центре, удалось пробиться лишь сотне наиболее удачливых. Ситуация, согласитесь, несколько ненормальная. Как ее исправить - обсуждали в Торгово-промышленной палате.


Оставшиеся смотрят в центр

Большинство нижегородцев, наверное, предпочли бы покупать в магазинах продукты, произведенные в своем регионе. Они, как правило, и вкуснее, и качественнее. Многие нижегородские фирмы добровольно прошли сертификацию и гарантируют качество. Да и здесь, на местах, контролирующим органам следить за производством гораздо легче, чем за привозными из других регионов и стран продуктами. Каждый месяц в магазинах бракуют десятки, а то и сотни тонн всевозможной завезенной еды.

- Малому и среднему бизнесу региона, производящему продукты питания трудно, а порой просто невозможно попасть со своими товарами в крупные сетевые торговые компании, - прямо заявил губернатор Валерий Шанцев.

Заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Владимир Селезнев, объясняет это тем, что «решения о принятии товаров на реализацию принимаются в центральных офисах, на местах у сетевиков таких полномочий нет». То есть даже партию той же колбасы супермаркет, расположенный на территории Нижнего Новгорода, не может закупить на месте без согласования с центром. Кстати, нижегородцы покупают в супермаркетах продуктов на 50 миллиардов рублей в год. И не всегда отличного качества. Да и деньги эти большей частью уходят из области, что не очень-то хорошо для нашего бюджета.

Сами с молочными берегами

Три года назад правительство региона приняло программу «Покупай нижегородское!». В то время доля нижегородских продуктов на прилавках наших магазинах была всего 16 процентов. А в этом году, как сообщил министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Алексей Морозов, она составляет уже 55 процентов. Очень неплохо! Только за первое полугодие нижегородские компании произвели еды и напитков на 35 миллиардов рублей - это 120 процентов на тот же период прошлого года.

Особенно впечатляет рост выпуска кондитерских товаров - на 19 процентов, в 3,2 раза стали больше производить соков, в 1,5 раза - пива, вдвое больше - минеральной воды. Область на 71 процент обеспечена своим сахаром. Картофеля в этом году должно быть собрано больше, чем требуется, часть его можно будет реализовать и в других регионах. Заметно выросло и производство молока. Сегодня в Нижнем Новгороде оно продается в 180 торговых точках по 70 тонн в день.

- Мы вполне можем обеспечить регион собственными молоком и молочной продукцией, овощами, картофелем, сахаром, - отметил Валерий Шанцев, - а через три года и мясной продукцией.

Нам негоже, соседям в радость

Есть примеры, когда нижегородских продуктов почти не видно в наших магазинах, зато они идут нарасхват в других регионах и даже за рубежом. Так, Починковский консервный завод производит 182 вида продукции - фруктовые и овощные консервы, пюре, соки, причем все - без добавок и стабилизаторов. Общий объем - более 15 миллионов банок в год. И награды за качество - на каждой выставке.

- Мы поставляем нашу продукцию в Новосибирск, Казань, Уфу, Иркутск, - рассказала Ольга Серебрякова, директор ООО «Починковские консервы», - а вот доля ее продаж в Нижегородской области ничтожно мала.

Никак не найдет общего языка это предприятие с крупными торговыми сетями, расположенными в регионе.

Стучите громче в дверь

Впрочем, у сетевых торговых компаний своя правда. Первый заместитель генерального директора ООО «Сладкая жизнь НН» - Волго-Вятский филиал «Х5 Ритейл Групп» Константин Маценко рассказал, какие требования предъявляются к продукции, которую нижегородские товаропроизводители хотели бы здесь реализовывать. Они весьма жесткие. И понять это можно. И все же через торговую сеть, например, этой компании реализуется от 40 до 100 процентов нижегородского хлеба, от 30 до 70 процентов алкоголя, от 30 до 80 процентов колбас, до 80 процентов молока, от 40 до 100 процентов овощей.

В торговом доме «ВКТ», как сообщил его директор Максим Соловьев, доля нижегородских товаров составляет 50 процентов. То есть, получается, не так уж и зажимают сетевики нижегородского товаропроизводителя. Может быть, и самим им надо быть активнее? Громче стучать в двери, учиться продвигать свои товары.

Руководитель НРО «ОПОРА России» Дмитрий Бирман, в частности, предложил усиливать кооперационные связи нижегородского малого и среднего бизнеса. Это даст возможность легче сотрудничать с крупными сетевыми компаниями. Предложение дельное. Если у малого бизнеса региона будут своя, общая складская база, транспорт, то и предлагаемые товары сетевики, может быть, брать будут охотнее. Наконец, почему бы малому и среднему бизнесу не развивать и свою мелкорозничную торговлю? В шаговой доступности до покупателя.

Вместо трудностей приоритеты

Губернатор Валерий Шанцев подчеркнул, что правительству области надо «мягче относиться к своим товаропроизводителям, быть к ним чуткими, создавать приоритеты, а не трудности», а им предложил не стесняться обращаться к руководству области со своими проблемами: «Все мы в вашем распоряжении!»

Да и без того правительство области помогает торговым людям немало. В этом году, например, сумма этой помощи выражается очень приличной цифрой - 4,855 миллиарда рублей.

Недавно в области был создан Центр развития экспортного потенциала, принимаются меры по координации усилий нижегородских товаропроизводителей.

- К концу 2012 года по программе «Покупай нижегородское!» доля нижегородских товаров в торговле должна достигнуть 80 процентов, - уверен заместитель губернатора Дмитрий Сватковский.

Теги: Транспорт, Шанцев, Сватковский

5708

Комментирование данного материала запрещено администрацией.