«Жигули» встают, ГАЗ движение продолжает

Статья из номера №74 от 12.07.11 газеты Нижегородская Правда

12:01 — 13.07.2011

 Ольга Сафронычева, Александр Шальнов

«Жигули» встают, ГАЗ движение продолжает

Автор фото: Николай Бравилов

«Жигули» встают, ГАЗ движение продолжает

Статья из номера №74 от 12.07.11 газеты Нижегородская Правда

12:01 — 13.07.2011

 Ольга Сафронычева, Александр Шальнов

Федеральная программа утилизации легковых автомобилей завершена, но в Нижегородской области продолжает действовать региональная. Это значит, что произведенные на территории нашей области автомобили по-прежнему можно приобрести со скидкой. Более того, региональное правительство рассматривает возможность увеличения размера скидки при покупке новых машин, а также расширения списка участников программы и продолжения ее в 2012 году.

Менять предпочитали на классику

Итак, в конце июня Минпромторг России выдал последние сертификаты, дающие право на покупку новых машин со скидкой в 50 тысяч рублей. Продажи автомобилей по выданным свидетельствам будут продолжаться еще в течение нескольких месяцев, но основные итоги программы уже объявлены. За год и три месяца ее действия было выдано 600 тысяч сертификатов, продано около 500 тысяч новых автомобилей российского производства. Чаще всего покупатели, сдавшие «автохлам», приобретали новые автомобили Lada. Самой популярной оказалась вазовская «классика», в стоимости которой утилизационный бонус составляет от четверти до трети. В результате, по данным Минпромторга, 76,8 процента всех утилизационных свидетельств были выписаны дилерами Lada. Вторым по популярности брендом стал Renault -- правда, с большим отставанием от лидера: доля французской марки составляет 7,6 процента. У других иномарок результаты еще более скромны: более или менее заметные доли в общем объеме утилизационных продаж лишь у Skoda (5,3 процента) и Ford (2,3).

Субсидировать утилизацию старых легковушек государство больше не планирует. Но программа может быть продолжена на коммерческой основе, без использования бюджетных средств. Соответствующее положение разрабатывается в Минпромторге.

«Лада» верит в счастливую звезду Granta

В западных странах, также практиковавших подобные программы, их завершение становилось потрясением на рынке: продажи автомобилей переставали расти и даже падали. В России подобного не ожидается, так как особого ажиотажа по утилизационной программе нет и рынок сейчас растет за счет коммерческих продаж. Впрочем, как полагают эксперты, определенно понизится популярность Lada, так как по программе утилизации продавалось около половины вазовских машин. По оценкам автодилеров, продажи Lada могут сократиться на 20-30 процентов. Но на самом «АвтоВАЗе» существенно надеются на обратное, по крайней мере, в ближайшем будещем, поскольку поставки автомобилей по уже выданным утилизационным сертификатам будут продолжаться как минимум до ноября. А затем на рынке должна появиться новая модель «АвтоВАЗа» -- Lada Granta стоимостью от 220 000 рублей, на которую завод возлагает большие надежды.

Спада продаж после завершения госпрограммы не опасаются и на ГАЗе, поскольку доля утилизационных автомобилей в общих продажах компании не так велика. А кроме того, в Нижегородской области действует региональная программа утилизации, которая может быть продолжена и в 2012 году.

Нижегородская история продолжается

О том, что параметры региональной программы утилизации могут быть пересмотрены, а сама программа, возможно, будет продолжена в следующем году, губернатор Валерий Шанцев сообщил журналистам в середине июня.

- В этом году программа полностью обеспечена ресурсами, наверняка продолжим ее и в 2012 году. Есть предложение расширить список участников за счет юридических лиц и увеличить размер скидки до 100 тысяч рублей,- сказал глава региона, добавив, что эти вопросы будут решаться совместно с Законодательным собранием области.
Изменения в региональную программу рассматриваются по предложению ГАЗа. Как рассказал директор по реализации и маркетингу ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ» Олег Марков, участие юридических лиц в программе поддержит предприятия малого и среднего бизнеса, а увеличение размера скидки будет стимулировать продажи спецтехники.

- Наши автомобили с надстройками - молоковозы, самосвалы - очень востребованы у фермерских хозяйств. Но цена на сами спецустройства порой сопоставима со стоимостью автомобиля, поэтому есть смысл увеличить дотацию, - пояснил Олег Марков. По его словам, увеличить размер скидки предлагается в рамках предусмотренного на этот год бюджета программы, изменения уже согласованы с министерством промышленности Нижегородской области. В министерстве полагают, что решение на этот счет может быть принято в течение июля.

Пока еще роскошь

Напомним: сейчас региональная программа утилизации предусматривает скидку в 50 тысяч рублей при покупке произведенных на территории области автомобилей ГАЗ, ПАЗ и спецтехники на их шасси. А в совокупности со скидкой по федеральной программе, в которой участвовали легкие коммерческие автомобили ГАЗа, «Газели» и «Соболи» обходились нижегородским покупателям на 100 тысяч дешевле коммерческой цены.

По словам губернатора, это помогло существенно улучшить экономическую ситуацию в автомобильной промышленности, а также способст­вовало обновлению автопарка.

- Покупатели довольны, ГАЗ и ПАЗ загружены работой. К сожалению, пока у нас автомобиль - не средство передвижения, а роскошь, говорит Валерий Павлинович. - Люди, которые не имеют больших доходов, эксплуатируют машины до последнего, а это небезопасно и для владельцев, и для окружающих. За два года на программу утилизации выделено более 500 миллионов рублей из областного бюджета, почти 3000 семей смогли приобрести новые машины, до конца этого года обладателями автомобилей марки ГАЗ могут стать еще 4000 нижегородцев, - подытожил Валерий Шанцев.

Мнения

Олег МАРКОВ директор по реализации и маркетингу ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ»:

- По областной и федеральной программам утилизации мы продали около 12 тысяч автомобилей. В результате наши продажи в прошлом году росли быстрее, чем рынок в целом. И в этом году ГАЗ сохраняет лидерство на рынке коммерческих автомобилей: по итогам пяти месяцев рост продаж составил 40 процентов, результаты полугодия нас радуют. И что вдвойне хорошо - мы расширяем продуктовую линейку, а программа утилизации позволяет более активно реализовывать новые продукты. В их числе и 12-местный автобус, который компания вывела на рынок в этом году, и автомобили с дизельным двигателем Cummins, доля которых в общих продажах ГАЗа выросла с 5 до 27 процентов, несмотря на то, что автомобиль стал дороже...

Владимир ГОЙХМАН директор по продажам ТП «Нижегородец»:

- Большинство зарубежных брендов имеют настолько незначительную долю утилизационных продаж, что даже не заметят завершения программы. Из всех иномарок более или менее активно продавались по программе утилизации только Ford Focus и Renault Logan. Причем российские заводы Ford и Renault и так работали на полную мощность, программа не помогла им увеличить производство. Вот «АвтоВАЗу» - да, ударит значительно. На некоторые модели ГАЗа скидка была не 50 тысяч рублей, а до 150 доходила с учетом региональной программы. Теперь, когда у покупателя нет таких преференций, он оказывается перед выбором: купить бюджетную иномарку или отечественный автомобиль. И в этом случае многие склоняются в сторону иномарки.

А как у них?

Премия за развалюхи

Программы утилизации старых автомашин, подобные нашей, в кризис действовали во многих странах. В каждом государстве расставлялись свои приоритеты, но служили они одной цели - не дать кризису убить национальный автопром. Где-то получилось, где-то не очень. В России это был первый подобный опыт стимулирования рынка, и сейчас, отталкиваясь от него, мы можем взглянуть на соседей и сравнить, насколько же правильной была наша кампания обмена старых авто на новые.

Немцам немного надо

Германия стала одной из первых стран, где для поддержания жизни автопрома была введена программа утилизации авто. При этом именно немецкий опыт стал самым, пожалуй, положительным не только в Европе, но и в мире. Благодаря грамотной политике государства удалось не только удержать рынок на плаву, но и добиться его роста. Во время кризиса, когда почти во всех странах объемы продаж автомобилей устойчиво падали, несмотря на аналогичные программы, в Германии спрос, наоборот, стабильно шел вверх - порой до 40 процентов в месяц.

При этом удивительно, что не самая высокая премия за автохлам - 2500 евро - соблазнила около 9 миллионов немцев. Во многих странах владельцам развалюх давали компенсацию в полтора-два раза больше, но активизировать стойкий покупательский интерес к местному автопрому и остановить падение спроса так и не удалось. Именно программа дала толчок к развитию немецкого авторынка, потому что, как только премия за автохлам была отменена, продажи автомобилей резко просели.

Но в Германии получить выгоду от старой машины можно и в некризисное время, просто продав его на пункте утиля. Так, по статистике, в стране пива и сосисок легковой автомобиль служит в среднем 9 лет. Ежегодно через пункты утилизации идет на лом свыше миллиона машин. Учитывая, что вся Европа помешана на использовании вторсырья, то можно предположить, что фирмы-утилизаторы в Германии неплохо на этом зарабатывают.

Американцы расстались с «жадинами»

В Соединенных Штатах государственная программа утилизации старых автомобилей называлась Cash for Clunkers. В переводе это примерно значит «деньги за развалюхи». Под «развалюхами» в США понимался не просто авто столько-то-летней давности, а так называемые машины old, gas-hungry vehicles - «старые, жадные до бензина автомобили», если дословно.

Как следует из названия, главный акцент программы был сделан именно на замену ресурсозатратных автомобилей на новые с экологичными и энергоэффективными двигателями. На реализацию этой концепции правительство США выделило из бюджета 3 миллиарда долларов.

Американские сертификаты, полученные за драндулет, давали, не в премер российской и даже европейской программам, скидку в 4500 долларов. Учитывая не очень высокие цены на автомобили на американском рынке, компенсация порой покрывала чуть ли не половину стоимости очень даже симпатичного авто. Программа длилась всего полтора месяца.

В результате за это время было продано 700 тысяч новых автомобилей. В целом по всем моделям проданных авто первое место заняла Toyota. В пятерку моделей-лидеров вошли Toyota Corolla, Honda Civic, Toyota Prius и Toyota Camry. В плане объемов продаж также отличился Ford, с моделю Focus.

Китай: продолжает и продолжает

Аналогичным образом поднять автопром попытались и в Китае. Здесь владельцам легковушек, отслуживших 6-15 лет, предлагали сдавать их за 2-3 тысячи долларов в утиль и приобретать новые. При этом, в отличие от российской программы, китайские власти включили в программу не только легковые автомобили, но и городские автобусы и тяжелые грузовики.

Автохлам, по задумке правительства Китая, должен помочь стране сохранить мировое лидерство по продажам автомобилей, которое было отвоевано у американцев несколько лет назад. Это произошло, как отмечают аналитики, в том числе и за счет программы субсидирования приобретения автомобилей селянами. Кроме того, были также существенно снижены налоги на «народные» автомобили. США тогда не приняли всерьез эти попытки Китая вырваться вперед и оказались не у дел. Правда, когда в конце 2010 года программа стимулирования авторынка в Китае закончилась, продажи автомобилей значительно сползли, поэтому китайские власти в срочном порядке решили ее возобновить.

Украинцы ставят на ГАЗ

Бартья-соседи тоже не остались в стране от мирового тренда «деньги за автохлам», и помогали им именно нижегородцы. Украинская компания «АИС» совместно с нашей «Группой ГАЗ» дали старт программе утилизации изношенных и старых авто. Правда, согласно этой программе, владельцу подержанного автомобиля предлагалось выбрать для покупки только две модели - «ГАЗель» или «Соболь». Также участник программы мог со скидкой купить любую специальную машину на базе этих моделей.

Зато, несмотря на ограниченный выбор моделей, программа предлагала чрезвычайно лояльные условия участия: получить компенсацию за старое авто могли жители Украины, имеющие автомобиль любого года выпуска и любого производителя. Сумма скидки на приобретение нового автомобиля зависела от года выпуска машины и колебалась в пределах от 13 до 18 тысяч гривен (примерно 45-60 тысяч рублей).

Теги: Шанцев, налоги

3857

Комментирование данного материала запрещено администрацией.