Куда уходят миллионы

Статья из номера №52 от 19.05.11 газеты Нижегородская Правда

09:19 — 23.05.2011

 Оксана Снегирева

Куда уходят миллионы

Куда уходят миллионы

Статья из номера №52 от 19.05.11 газеты Нижегородская Правда

09:19 — 23.05.2011

 Оксана Снегирева

Еще в 2008 году Заволжский моторный завод, как главный кредитор муниципального предприятия «ТеплоВодоКанал» города Заволжье, провел технико-финансовый аудит. Еще тогда специалисты ЗМЗ констатировали грандиозные потери коммунальных ресурсов, неэффективность системы управления и сделали выводы: коммунальное предприятие неуклонно идет к банкротству. На сегодняшний день износ систем теплоснабжения в Заволжье - 94 процента, водоснабжения и канализационных труб – по 92 процента.

 

Коммунальный коллапс?

 

За 2009 – 2010 годы количество аварий на системе водопровода увеличилось в 2 раза. Инструментальное обследование,которое провели заволжские коммунальщики при помощи специалистов МГТУ им. Баумана, показало, что система теплоснабжения эффективна лишь на 25 – 26 процентов. Устаревшее оборудование, потери в тепловых сетях, зашлакованные внутренние коммуникации - и, как результат, с каждым отопительным сезоном количество квартир, в которых жить не комфортно, увеличивается. По сути, это начало коммунального коллапса. Правда, Заволжье в прошлом году по федеральной программе получили более 98 млн рублей на капремонт домов. Деньги были освоены, ремонт выполнен в 38 домах. Это очень существенно. Но все проблемы в городе даже такая значительная помощь не решает.

 

Ситуация в сфере ЖКХ в моногороде настолько серьезна, что, по словам администрации Заволжья, она на контроле не только у губернатора Нижегородской области, но и в министерстве регионального развития РФ.

 

- Вот такое печальное наследство год назад досталось новому городскому руководству, констатирует заместитель главы администрации Заволжья Ирина Чанышева. - При этом, не было комплексного проекта реконструкции, модернизации жилищного коммунального хозяйства,как и программы энергоэффективности и энергосбережения. Зато была задолженность муниципального предприятия «ТеплоВодоКанала» перед ОАО «ЗМЗ», которая росла в течение нескольких лет и на 1 апреля прошлого года составила более 68 млн рублей. При этом задолженность домоуправляющих компаний перед поставщиком энергоресурсов на тот момент составляла более 60 млн рублей.

 

Впрочем, обо всем по порядку.

 

- С ноября 2010 года мы проводили еженедельные горячие линии, практически весь отопительный сезон,- рассказывает заместитель главы администрации. – Вначале за пару часов принимали по 20 – 30 звонков. Люди жаловались на холод в квартирах, на низкое качество коммунальных услуг. Горячие линии не помогли кардинально исправить ситуацию, зато выявили главные проблемы в микрорайонах. Обследование «хрущевок» при помощи тепловизора показало, что тепло, которое доходит до этих домов, попросту уходит через плохо закрытый тепловой контур, через осыпающиеся панельные швы. Массовые жалобы населения показали,что проведенная несколько лет назад регулировка общегородской системы отопления , так называемое «шайбирование», серьезно ухудшило ситуацию с качеством теплоснабжения. Неэффективна и работа домоуправляющих компаний.

 

Коммерческая тайна

 

Ситуацию усугубляет огромный долг.

 

- Деньги от жителей получают управляющие компании. За коммунальные услуги собранные с населения средства должны незамедлительно перечисляться в МУП «ТеплоВодоКанал», - объясняет ситуацию Ирина Вячеславовна. – Это муниципальное предприятие оплачивает счета поставщиков энергоресурсов, в том числе ОАО «ЗМЗ». Последнему принадлежат очистные сооружения, к тому же часть города получает от заводской котельной тепло и техническую воду. То есть основная часть собираемых с жителей средств домоуправляющими компаниями должна транзитом, без задержек и в полном объеме перечисляться тем, кто оказывает услуги. На деле же долг «ТеплоВодоКанала» перед ОАО «ЗМЗ» рос в течении нескольких лет, а в домоуправляющих компаниях причиной формирования основной части долга считают неплатежи жителей.

 

ДУК не получил деньги от людей, соответственно, деньги не пришли в муниципальное предприятие, а значит, не поступили на Заволжский моторный завод. Круг замкнулся.

 

Снижение платежеспособности населения в связи с кризисом, сокращениями на главном предприятии города очевидно. Однако, напомним, что в обязанности управляющих компаний входит работа с населением, в том числе и взыскание долгов.

 

- Думаю, что многие жители со мной согласятся – в реальности управляющие компании фактически не отчитываются перед жильцами о расходовании собранных денежных средств, - комментирует ситуацию глава местного самоуправления Заволжья Александр Лебедев. – Конкретную информацию не могут получить не только рядовые граждане. Даже на вопросы руководителей города и депутатов на эту тему представители домоуправляющих компаний многократно отвечали: «Это – коммерческая тайна».

 

В ноябре 2010года мы были вынуждены обратиться в правоохранительные органы с заявлением по факту образования задолженности. Не сразу, но уголовное дело было возбуждено. С января 2011года этой проблемой занимается следственное управление при УВД по Городецкому району.

 

Заложники долгов

 

В итоге этой зимой в Заволжье возникла угроза отключения домов от котельной ЗМЗ. В декабре 2010-го состоялись переговоры между администраций города и Заволжским моторным заводом, в результате которых был подписан график погашения задолженности.

 

- Половину долгов, которые копились в течение нескольких лет, нам предлагали погасить за четыре месяца, до 1 апреля 2011года, продолжает Ирина Чанышева. - Понятно, что найти источники погашения задолженности в такие сроки было чрезвычайно сложно. Кстати, с приходом новой администрации с марта-месяца прошлого года текущие обязательства стали исполняться, рост задолженности удалось остановить. Но старые долги оказались непомерно велики. Мы предлагали погасить задолженность в течение года, однако такой график не устроил руководителей ОАО «ЗМЗ», и мы были вынуждены в разгар отопительного сезона, пойти на подписание графика на условиях Заволжского моторного завода. В декабре совместными усилиями обязательства были выполнены. Но в январе собираемость квартплаты ДУКами составила 82 процента, в феврале финплан ДУКи не смогли выполнить, и в результате график погашения задолженности «ТеплоВодоКанала» перед ОАО «ЗМЗ» был сорван. В результате 2 марта от ЗМЗ пришло официальное письмо за подписью генерального директора, в котором руководитель завода предупреждал о том, что если долги не будут выплачены, то счета «ТеплоВодоКанал» будут арестованы. Для Заволжья это означало бы оставить две трети города без тепла. И тогда заложниками всей этой истории стали бы простые заволжане.

 

Тогда Администрация Заволжья обратилась в специализированную организацию, которая провела аудит и ответила на главный вопрос: банкрот ли «ТеплоВодоКанал»? Ответ получили: муниципальное предприятие – банкрот. В марте 2011 года было подано заявление на ликвидацию «ТеплоВодоКанал». Ликвидация предприятия означает, что все долги, операции относительно ареста счетов замораживаются, арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, формируется реестр кредиторов и должников, и процесс возврата долгов продолжается с использованием тех возможностей, которые законодатель делегировал конкурсному управлящему. Сейчас ЗМЗ пытается оспорить банкротство «ТеплоВодоКанала».

 

Культурный развод

 

- То есть ко всем уже существующим техническим проблемам добавляется проблема, которая называется «культурный развод с ЗМЗ», - продолжает Ирина Вячеславовна. Пока этот процесс идет очень непросто. Но в принципе все логично. Был нарыв, который прорвался. Сейчас высокая температура, но дальше должно начаться выздоровление.

 

- Несмотря на все острейшие проблемы, для создания надежной системы жизнеобеспечения города нужен комплексный план модернизации городского жилищного хозяйства. Нужно модернизировать котельные, насосные станции, нужны новые инновационные, энергоэффективные и энергосберегающие технологии, - говорит Александр Лебедев.

 

Свет в конце тоннеля

 

- Проблема моногорода - это не только проблема занятости и создания новых производств. Это еще общая с градообразующим предприятием инфраструктура. В настоящее время и руководители ЗМЗ, и руководители города понимают, что от Заволжского моторного завода в части получения теплоснабжения надо отходить. Наша задача - сделать его качественно другим. Потери на теплотрассах от завода до города весьма значительны, что не только ухудшает качество теплоснабжения, но и прямым образом влияет на стоимость тепла, - говорит Ирина Чанышева. Технические и организационные решения, которые мы сегодня нарабатываем, должны коренным образом изменить такое положение дел. Положительные примеры решения подобных задач в нашей стране есть. С начала 2011года специалисты МГТУ им. Баумана помогли нам начать эту работу: с обследований, инструментальных замеров, которые еще раз подтвердили неэффективность существующей системы. Они предложили отрезаться от ЗМЗ и поставить за счет инвестора не газовые котельные, а когенераторные станции,которые позволяют, потребляя природный газ, производить электроэнергию и тепло. Часть прибыли от продажи электроэнергии инвестор гарантирует использовать на замену сетей. Подобная реорганизация позволит не только улучшить качество коммунальных услуг, но и заморозить тарифы на них. Для Заволжья это очень важно, потому что проблемы ЖКХ тесно связаны с развитием города. Убийственные тарифы на электроэнергию сдерживают приход инвесторов. Надежное энергообеспечение - это новые проекты, новые производства, новые рабочие места.

 

Впрочем, скептиков относительно внедрения такой инновации тоже достаточно. Мы решили эту тему внимательно изучить. И выяснили, что подобные станции уже эффективно работают, причем не где-нибудь, а совсем рядом, по соседству, например, на Бору в поселке Октябрьский. В этом году, в рамках этой программы ,начато строительство парогазовой теплоэлектростанции мощностью 52 МВт в моногороде Тутаев. Одна из задач этого проекта - создать резерв мощностей под развитие индустриального парка на существующей площадке Тутаевского моторного завода. Вдохновляет нас и тот факт, что наш губернатор Валерий Шанцев, будучи заместителем мэра Москвы реализовал подробный проект. Будем надеяться, что эта тема получит свое продолжение и в городе Заволжье.

 

Что касается управляющих компаний, то в Заволжье их четыре, но, как считают в администрации, ни о какой конкуренции речь не идет. Советские ЖЭКи стали ДЕЗами, а теперь ДУКами. В Заволжье решили создать новую управляющую компанию. Но что значит зайти на поляну, которая уже занята, хорошо известно и нижегородцам. Результаты голосования собственников, которые выбрали новую управляющую компанию, сегодня оспариваются старыми ДУКами. Но есть во всей этой истории и очевидный плюс.

 

- Появление на этом рынке реального конкурента заставила представителей ДУКов прийти к жителям, - продолжает Ирина Чанышева. - Стали проводиться встречи с собственниками, отчетные собрания. Жители почувствовали,что они могут выбирать.

 

Наконец, в феврале 2011года на заседании Думы Заволжья единогласно принята концепция программы модернизации ЖКХ. Пока это только идеи. Впереди — длинный и непростой путь.

Теги: Шанцев, Жкх, Строительство

6015

Комментирование данного материала запрещено администрацией.