Как мальчишке без футбола?

Статья из номера №77 от 21.07.10 газеты Нижегородская Правда

17:39 — 21.07.2010

 Ирина Славина

Как мальчишке без футбола?

Автор фото: Ирина Славина

Как мальчишке без футбола?

Статья из номера №77 от 21.07.10 газеты Нижегородская Правда

17:39 — 21.07.2010

 Ирина Славина

В июле завершился прием работ на конкурс «Голос ребенка-2010». Организаторы - Законодательное собрание и АНО «Новое поколение» - получили более 4 тысяч детских эссе и рисунков! С каждым годом популярность конкурса в области растет, и, конечно, неизменным остается внимание к нему со стороны его постоянных участников.

Итоги «Голоса ребенка-2010» традиционно будут подведены ближе к концу года.

Дети радуют уровнем своих работ, уже сегодня единодушно отмечают директор АНО «Новое поколение» Марина Стыраневская и руководитель проекта «Голос ребенка», председатель жюри Татьяна Карпова, в первую очередь называя Арзамасский район как самый активный и самый сильный муниципалитет по числу участников конкурса и качеству представленных материалов. Действительно, трудно оставить без внимания сборник, изданный усилиями арзамасской школы № 13, в котором опубликовано десять коротких, но в большинстве своем очень живых записок о войне: правнуки рассказывают, что знают, о подвиге своих прадедов...

«Как эхо той страшной войны у деда остались 9 осколков от вражеской мины в голове и шрам от ранения на груди», - пишет Саша Горячкин.

«Пока дед лечился, наступил май 1945 года, и больше ему уже не пришлось воевать, а шрам от локтя до плеча остался на всю жизнь», - это Женя Баннова.

«Казаков Михаил Степанович погиб в немецком плену 17 мая 1942 года в районе реки Сож в Белоруссии», - Алена Емельянова.

«Я горжусь тем, что мой прадед воевал и отдал жизнь за мир на нашей земле», - Даша Дунаева...

Жаль, что остается неизвестным, откуда снимки, использованные в сборнике как иллюстрации к сочинениям ребят, но, судя по всему, несколько черно-белых фотографий - из семейных архивов, что очень здорово. Среди них - портрет оставшегося навеки 19-летним защитника Сталинграда Мити Щетинкина, память о котором бережно хранится в семье Юли Гудыревой. Она и сотни других ребят стали участниками номинации «Мы - наследники победителей», которую организаторы конкурса «Голос ребенка» посвятили 65-летию Победы.

Анжелика Голуюева, 2 класс, шк. № 4 г. Семенова, номинац. «Работа, которую я выбираю»

Номинация «Мой совет государственному человеку» сохраняется в конкурсе из года в год: взрослым всегда интересно почитать детские «размышлизмы». Вот вам, пожалуйста, «глаголет» третьеклассник Георгий Гнедаш из школы № 1 г. Арзамаса:

«Я очень люблю играть в футбол. Но в районе, где я живу, нет спортивной площадки. Когда мы играем около дома, нас всегда прогоняют, чтобы мы никуда не попали мячом. Прошлым летом мы с родителями ездили в Москву. Там почти в каждом дворе есть оборудованная спортивная площадка, огороженная сеткой. Нам так нравилось играть и в футбол, и в баскетбол! Можно бегать и не думать, что кому-то помешаем. И мячик никого не заденет. Я вернулся в Арзамас, и мы с друзьями хотели сделать для себя хоть какую-то площадку. Но взрослые опять стали нам запрещать что-то делать. А как мальчишке без футбола?

А мой младший брат с радостью бы играл на детской площадке. В нашем микрорайоне она одна и далеко от нашего дома. Там всегда много малышей, а качелей всего двое.

Почему бы не сделать еще несколько качелей в других местах? Всегда говорят, что на это нужны деньги. А можно взять ненужные трубы, кого-то из взрослых микрорайона попросить сварить их, покрасить. Ответственным за это был бы, например, кто-то из руководителей микрорайона...»

Сочинение семиклассницы нижегородской школы № 186 г. Фатимы Шоиповой участвует в еще одной тоже постоянной номинации «Уголок России, отчий дом...». Называется оно «В Чечню... На Родину!», и мы приводим его без сокращений как одно из бесценных свидетельств жертв драматических событий как новой, так и новейшей истории России.

«Чечня... Многим сразу же становится тревожно: представляются выстрелы, засады, грохот тяжелой военной техники на каменистой дороге... А для меня Чечня - смех ребят, спешащих в школу, тропинка к роднику, добрые соседи (то ли соседи, то ли уже родня, не разберешь), это простор, это горные дали, когда взгляд не упирается в прямоугольники новостроек, когда весь мир с горами, долинами, ущельями - весь твой! Чечня - это моя Родина. Родина предков. Поэтому - самый дорогой край, самое лучшее место! Ни одного человека не уговоришь не любить свою Родину. Она единственная, и на всю жизнь. Если бы мир и безопасность были здесь, родители никогда бы не отправились в незнакомые дальние края.

Тем чудесней каждый раз возвращение! Чем взрослее становишься, тем лучше понимаешь это, тем роднее знакомые места, тем милее улочки детства.

И скучаешь, скучаешь по всему этому! И ждешь... Трудно, это очень недешево выехать нам всем: родителям и детям - навестить родные места, обнять бабушку, близких. Всякий раз какое это счастье: «В Чечню! На Родину!» Пусть три дня на поезде, дальше - на автобусе, потом идет «ГАЗель»; и только на четвертый день я дома! И вот наконец Галайты!

Удивительна история появления нашего села. Много лет назад, когда на этом месте ничего не было, два брата со своими молодыми женами искали места для поселения. Им приглянулась сама местность, наличие реки. Но они не знали, где построить дом. Один из братьев предложил отправить жен на речку за водой и там, где они первый раз поставят кувшины с водой и остановятся на отдых, и построить дом. Этот первый дом, давший начало селу, представлял собой деревянную башню (тогда так строили жилые дома). Отсюда и название села Дечиг-Гала - «деревянная башня». Иначе Галайты. Сейчас здесь живут 850 семей, каждая - в своем просторном доме. Ведь, как заведено на Кавказе, семьи большие - минимум 4 - 5 человек.

Подъезжаешь к селу - сердце замирает. Еще один виток дороги и - вот и дома! Нас встречает бабушка, а точнее прабабушка Умреха.

Удивительная ее судьба. Хотя, может, другим покажется обычной. Но она ребенком пережила страшные годы Великой Отечественной войны. Война пыталась отнять у нее Родину, родных, жизнь - все. Но девочка оказалась сильнее.

Прабабушке было тогда одиннадцать лет. Младше только девятилетняя сестренка. Старший брат воевал с фашистами. У старшей сестры был свой сынок. Младшие девочки были дома одни, когда вошел строгий человек и велел немедленно собираться. Он ничего не объяснил, не слушал девочек. Сестренки второпях собраться-то не могли: пошли, в чем были.

Дальше поезд, набитый людьми. Девочки оцепенели от ужаса: они хотели домой, думали о маме. Они не знали, куда их везут, что будет с ними. А путь оказался долгим - в семь дней.

Поезд порой подолгу стоял. Детей пугали незнакомые места, толпы чужих людей - раненых, изможденных, несчастных. На каком-то полустанке старшая из сестер вышла из вагона. Поезд уже трогался, когда ее внимание привлекла огромная куча, белая-белая. Детское любопытство заставило попробовать щепотку на вкус. Соль! Девочка стала быстро набирать комки в подол, будто знала, что скоро эта самая соль поможет им с сестренкой выжить. Одной рукой придерживая подол, другую протягивала людям, стоящим на площадке поезда, набирающего скорость. Ее втащили, она успокоилась. А вот младшенькая плакала в своем товарном вагоне: она думала, что сестричка осталась где-то среди чужой огромной степи. Лишь на следующей станции они нашли друг друга.

Всю дорогу сестры голодали. Но от страха и неизвестности они этого не замечали... Люди вокруг называли край, где их высадили, Киргизией. Впрочем, сестрам было все равно: их поселили в хлеву вместе со многими другими людьми. После долгого голодного пути девочки совершенно ослабли. В огромной толчее, среди сотен новых поселенцев, двух сестер заметил старый узбек. И пожалел: он дал им немного плова. Дети стали приходить в себя. Осваиваться, привыкать. Надо было выживать. Жить! Ведь где-то их мама места себе не находит, думает о своих дочерях, ищет их. Девочки стали выменивать соль на рис. Экономно, по чуть-чуть, чтобы подольше продержаться.

Тем временем родные искали девочек. Взрослая сестра уже знала, что младшие в Киргизии. Привязав своего младенца за спиной, она шла по чужой бескрайней степи, чтобы найти девочек. Малыш в пути заболел и умер. Совсем страшно стало потерять еще и сестренок. И она шла дальше...

Наступила весна. Детские ручонки могли пригодиться на полевых работах. Сестренки пошли вместе со всеми в поле. Только вот девочки были такие маленькие и худенькие, что даже не могли удержать в руках мотыгу. И снова они не отчаивались: весна уже пригревала, работы становилось все больше. Где-нибудь им дело найдется. Чего-чего, а трудом их не испугать. Сами как былиночки, трудились наравне со взрослыми. Летом научились хлопок собирать. Легок хлопок, сложно выполнять норму. Солнце печет. Болят руки, спина. Есть хочется. Всегда хочется есть.

Мать нашла их через шесть месяцев. Она ослабла, постарела. Страшная весть совсем ее подкосила: сын погиб. Долго-долго не могла она оправиться. Дочки возвращали ее к жизни: ухаживали, успокаивали. Поднимали вдвоем и водили под руки. Главное, теперь они были вместе. И вместе надо переносить все горести. Вместе легче. Когда-то ведь этот ужас кончится: и голод, и чужбина, и непосильный труд, и потери...

Мне сейчас тринадцать лет. Столько же было прабабушке тогда, во время войны. Сила духа, мужество, мечта о мире и доме помогли ей в те страшные годы... Бабушка, тогда ты зареклась, что больше никогда не оставишь родного дома. Ты была уверена: мир пришел навсегда... Потому-то тебе так трудно провожать нас. Потому тебе так радостно нас встречать.

Мы приехали! Здравствуй, бабушка Умреха. Ты хлопочешь, чтобы угостить нас самым вкусненьким. Ты такая родная, умелая, уютная. И совсем-совсем белая. Ты любишь всех нас. Ты молишься о мире и о спокойствии. И никогда не выбросишь куска хлеба. Ты для меня частица Родины - древняя, мудрая, гордая, сильная. Поклон тебе, дорогая, марша-могш (по-чеченски «мир твоему дому». - Авт.). Вот мы и дома!»

Елена Русских, 8 кл, шк. № 5 Н.Новгорода, номинац. «Мы — наследники победителей»

Следующая номинация, в которой принимались не только детские сочинения, но и рисунки, называется «Работа, которую мы выбираем». Кем же чаще всего хотят сегодня стать наши дети? Пятнадцатилетняя Надежда Тухтина из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дом» Сормовского района превозносит профессию педагога. «Родные видят меня экономистом, - пишет она, - говорят «Там хорошо платят». Но мне хочется стать педагогом... Мне кажется, у меня есть подход к детям. В своем выборе профессии я утвердилась, когда прошла тестирование в учебно-производственном комбинате. Тестирование показало, что мне ближе профессия типа «человек-человек»: врач, педагог, социальный работник, администратор. Думаю, что мне не придется выбирать между прибыльным занятием и любимой и нужной, но мало оплачиваемой профессией педагога. Надеюсь, дети меня тоже будут уважать, как мы - наших любимых педагогов, и я смогу помочь таким же, как я, ребятам не чувствовать себя одинокими и вырасти достойными людьми».

Дай Бог, чтобы планы Надежды осуществилась, как и задумки еще одной воспитанницы «Дома» инвалида по зрению Оксаны Мустафиной, которая стремится стать кондитером. «Представляю, как начинается мой рабочий день: я переодеваюсь в белую одежду, убираю под шапочку волосы, обрабатываю руки специальным раствором и занимаю свое рабочее место, - фантазирует она. - Рядом со мной работают приветливые люди, с которыми я легко нахожу общий язык».

Денис Коновалов, 17 лет, ОСПДП «Алый парус» Кстовского района, ном. «Работа, которую я выбираю»

«Я в мире прав и обязанностей» - так называется последняя из пяти номинаций конкурса «Голос ребенка». В числе прочих в ней выделяется эссе третьеклассника ильиногорской школы № 52 Егора Зотова, чью работу мы публикуем ниже почти полностью: так она понравилась нам смелостью и уверенностью суждений. Пунктуация автора сохранена.

«Какие права у меня есть? Каждого человека в нашей стране ценят, плохой он или хороший, каждый имеет право жить как ему хочется, верить во что хочется, мечтать о чем хочется. И вроде бы можно делать, что хочу, идти куда хочу, говорить что хочу. Нас таких целая страна. И прежде, чем что-то сделать или сказать я должен подумать: не причинит ли это кому-нибудь вред; не нарушу ли я права другого человека?

Галия Исхакова, 15 лет, ОСПДП «Алый парус» Кстовского района, ном. «Уголок России, отчий дом».

Я хочу вырасти Уважаемым Человеком. А чтобы меня уважали, я должен это заслужить своими поступками и уважать мнение других людей, уметь их слушать и слышать. Каждый из нас - ЛИЧНОСТЬ. И никто не вправе унизить или оскорбить другого человека.

Каждый человек в нашей стране - свободный (если не нарушил закон и не понес за это наказание), может ездить куда хочет, жить там, где ему нравится, заниматься любимым делом.

А я сейчас должен учиться, чтобы в будущем выбрать, кем хочу стать, потому что труд в нашей стране свободный. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, а принудительный труд запрещен. Мои мама и папа работают, чтобы мы с сестренкой Лерой ни в чем не нуждались, чтобы у нас было беззаботное и счастливое детство. А когда я вырасту, я буду заботиться о них, потому что это моя обязанность и потому что я их очень люблю за то, что они у меня просто есть!

И есть еще много-много всего, что я могу и обязан делать. Ну а сейчас я должен просто хорошо учиться в школе, учиться у взрослых, как надо поступать в той или иной ситуации, уважать старших, ведь они живут для нас - детей, чтобы мы жили лучше, чем они, чтобы мы были счастливее, чем они. И я выучусь, выучусь и стану Человеком своей страны!»

Организаторы конкурса низко кланяются всем взрослым, которые в очередной раз помогли конкурсу состояться. Прежде всего это учителя, без чьих советов, наверное, детям было бы гораздо труднее решиться на пробу пера (либо красок). Персональное спасибо тем педагогам, кто был и остается с «Голосом ребенка» с самого его рождения. Это Владимир Юрьевич Зайцев из школы № 46 п. Смолино, Светлана Петровна Сборнова из школы № 135, Марина Ивановна Козлова из 185-й и Ольга Германовна Никитина из 176-й школ г. Нижнего Новгорода.

Большой респект партнерам конкурса - Законодательному собранию Нижегородской области и лично Виктору Лунину, министерству социальной политики и отдельно Надежде Отделкиной, а также минобразованию в лице Галины Охотниковой. Отдельной строкой - благодарность генеральному спонсору проекта ОАО «ТГК-6» и исполнительному вице-президенту КЭС-Холдинга, руководителю дивизиона «Генерация центра» Александру Колокольцеву. Также неоценимую помощь конкурсу оказывают ЗАО «Салют-27» (генеральный директор А. А. Быкадоров), ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы» (генеральный директор Ю. Л. Левин), ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» (директор В. И. Лимаренко), филиал Московского банка реконструкции и развития (управляющий Т. В. Шанцева) и ООО «Издательство «Литера» (директор Н. Я. Николаев).

Прямая речь

Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор ЛУНИН:

«Самое ценное, что есть в нашей жизни, - это дети с их мечтами и надеждами, светлыми улыбками и желанием все узнать, всему научиться, с их верой в сказку. Стремления и желания наших детей необходимо поддерживать, помогать им реализовать задуманное. И тогда волшебная сказка обязательно станет былью.

Конкурс «Голос ребенка» помогает детям поверить в собственные силы, раскрывает их новые творческие возможности, учит добиваться поставленной цели и побеждать. С каждым годом участников проекта становится все больше, и это лучшее подтверждение его значимости».

По теме:

Большие для маленьких

Услышать и понять

Дом. Но без мамы и папы

Теги: Спорт, Футбол

3283

Комментирование данного материала запрещено администрацией.